Перспективы развития Мурманской области
Основные ориентиры развития Мурманской области на перспективу изложены в Стратегии экономического развития Мурманской области до 2015, утвержденной постановлением правительства Мурманской области в 2001. Цель Стратегии — устойчивое развитие экономики (горнопромышленного, топливно-энергетического, рыбопромышленного, агропромышленного и транспортно-коммуникационного комплексов) и социальной сферы региона на перспективу. В регионе разрабатывается нескольких групп крупномасштабных инвестиционных проектов, призванных повлиять на экономическую и социальную ситуацию в области. Значительная группа проектов связана с освоением нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, и прежде всего Штокмановского газоконденсатного месторождения. Согласно решению ОАО "Газпром" месторождение будет разрабатываться им самостоятельно с сохранением 100% российской собственности на ресурсы месторождений, а зарубежные фирмы будут работать на условиях подрядных договоров. В этой общенациональной стратегии освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа Мурманская область выступает в качестве одного из базовых регионов, что требует скрупулезной разработки соответствующей региональной целевой программы. Первым шагом к такой программе является создание в 2006 региональной Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности "Мурманшельф", членами которой стали уже более 90 предприятий области.
Освоение шельфа предполагает строительство в регионе завода по сжижению природного газа и газотранспортной системы от побережья Баренцева моря до границы с Карелией. Общий объем инвестиций оценивается в 40—70 млрд долл. США. Другим перспективным направлением является развитие морского портового комплекса. По поручению Правительства РФ в 2004—2005 была разработана генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла, предусматривающая увеличение объема перевалки грузов (транзитные экспортные поставки нефтеналивных грузов и каменного угля и т. д.) через морские порты Мурманской области к 2015 почти в 3 раза против достигнутого уровня (c 26 млн т в 2005 до 72 млн т в 2015).
С учетом возрастающего объема перевалки сырой нефти через порты Мурманской области обсуждается вопрос о необходимости строительства нефтеперерабатывающего завода, который обеспечил бы внутренние потребности области в нефтепродуктах и повысил эффективность их экспорта, что увеличило бы энергобезопасность региона и удешевило нефтепродукты за счет снижения транспортных расходов.
Имеются реальные перспективы строительства новых крупных предприятий горнопромышленного комплекса. В их числе ГОК на базе месторождения апатитонефелиновых руд "Олений ручей" мощностью по добыче руды 6 млн т, ГОК на базе месторождения ильменит-титано-магнетитовых руд в Кольском районе мощностью по добыче руды 5 млн т, ГОК на базе месторождения платиноидов Федоровой тундры мощностью по добыче руды 10 млн т.
Перспективы экономического развития во многом определяются обеспеченностью энергоресурсами. Мурманская область традиционно вырабатывала больше электроэнергии, чем потребляла сама, однако после истечения 30-летнего нормативного срока эксплуатации энергоблоков КАЭС встал вопрос о возмещении выбывающих мощностей. Значимость этого вопроса возросла в связи с планами строительства нового крупного завода по производству алюминия мощностью до 500 тыс. т в год (2,5 тыс. рабочих мест). Принято решение о строительстве КАЭС-2 и 2-й очереди КАЗ как единого атомно-алюминиевого комплекса. Объем инвестиций оценен в 51 млрд руб.
Таким образом, в ближайшие годы Мурманскую область ожидает инвестиционный бум, одним из главных условий реализации которого является создание привлекательных социальных условий, способных преодолеть тенденцию сокращения численности населения и трудового потенциала, среди них — улучшение экологической обстановки, качественные социальные услуги, в т. ч. и жилищно-коммунальные, общественная безопасность и т. п. Однако задача обеспечения высокого качества жизни может быть решена только совместными согласованными усилиями государственных органов власти, местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-сообщества.