До XIX в. на Мурмане школ не было. Образовательную роль играли традиции, служившие средством передачи социального опыта и духовных ценностей, устное народное творчество и домашнее обучение ремеслам и грамоте. Поскольку торгово-промысловая деятельность и контакты с иностранцами требовали умения читать и писать, грамотность поморского населения Мурмана была выше, чем в среднем по России, о чем свидетельствуют результаты общероссийской переписи 1897 (см. Ликвидация неграмотности на Мурмане).
Первыми организованными учебными заведениями стали одноклассное приходское училище в Коле (1839) и сельская школа в с. Кузомень (1862). Дальнейшее образование получали в духовной семинарии (с 1771), духовном училище для девиц (с 1863) г. Архангельска, мореходных школ Архангельска и Холмогор, а также на шкиперских курсах в Кеми и Архангельске.
Школы были малочисленны, размещались, как правило, в приспособленных помещениях. Число учебных заведений и учащихся в них постепенно росло. Свое здание, а также некоторое оборудование имела лишь кольская школа.
В конце XIX в. отмечается повышенный интерес педагогической общественности России к языку, культуре и просвещению малочисленных народов Севера. Заметную роль в этом отношении сыграли желавшие использовать образование для укрепления позиций христианства среди коренных жителей миссионеры, которые решили приблизить школы к месту проживания и производственной деятельности местного населения. С одной стороны, это сохраняло материальные средства, которые тратились на строительство школ-общежитий, школ-приютов, а с другой — не отрывало детей от семьи, от национального уклада жизни. Одним из первых начал учить саамских детей на Кольской земле священник Г. К. Терентиев. Много сил отдал обучению детей коренного населения и К. П. Щеколдин.
В 1918 был организован Отдел просвещения Мурманского краевого Совета (заведующий — А. Ф. Палатников).
В 1920-е главными задачами являлись ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения. Благодаря установлению льгот (обеспечение учащихся общежитием, одеждой, горячими завтраками, организация подвоза детей в школу) в 1930 основная масса детей Мурманского округа (7400) обучались в 47 школах и посещали 3 детсада. В 1940 число учащихся увеличилось до 42 153, школ — до 159, детсадов — до 74. В них работало около 1600 учителей. Наиболее успешно работали школы № 17 (1) г. Мурманска, № 1 г. Кировска, Кольская средняя.
Заметное внимание уделялось образованию национальных меньшинств В середине 1920-х в г. Мурманске работало 5 финских, 1 татарская и несколько саамских школ. В 1925/26 учебном году были построены 2 интерната при школах, на 60 мест каждый.
Росло финансирование системы образования. Если в 1930 оно составляло 574 тыс. руб., то в 1934 — 6,5 млн руб. Для школ стали строить специальные каменные здания. Существенный вклад в создание материальной базы школ вносили промышленные предприятия. В 1934 бюро Мурманского окружного комитета ВКП(б) закрепило школы за предприятиями и организациями, обязав их осуществлять шефскую помощь. Часть школ II ступени были реорганизованы в техникумы — МПУ, ММУ, горно-химический и медицинский. Для подготовки рабочих массовых профессий были созданы школы фабрично-заводского обучения (см. Начальное профессиональное образование).
Показатели | Конец XIX в. | 1914 | 1917 |
Число учебных заведений | 15 | 32 | 37 |
Число учащихся | 360 | 878 | 909 |
В 1939 создано первое высшее учебное заведение — Мурманский учительский институт, открыт Мурманский областной институт усовершенствования учителей. Начинает складываться интеллигенция из представителей коренных народов, в большинстве — учителя, обучавшиеся на отделении народов Севера ЛГПИ им. Герцена и в Мурманском педагогическом училище (МПУ).
К концу 1930-х создание структуры системы образования области в основном завершилось.
С началом Великой Отечественной войны большинство учащихся и учителей были эвакуированы, многие учителя ушли на фронт, перешли на работу в госпитали. В 1941 осталось 70 школ. В августе 1942 основную массу школьников Мурманска вывезли в Кировск и Мончегорск, где для них открыли интернаты.
С 1943 начинается восстановление школьной сети; в сентябре 1944 работало 88 школ (12 тыс. учащихся), в мае 1945 — 110 (17 600 учащихся). Возобновились занятия в МПУ.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, система образовательных учреждений совершенствовалась: были созданы школы рабочей и сельской молодежи, интернаты для эвакуированных детей; упорядочен учет детей, подлежащих обучению. Большое внимание уделялось в школе патриотическому воспитанию. Особенно успешно его осуществляла школа пос. Лесного Терского района.
Труд учителей области в годы Великой Отечественной войны был отмечен 444 правительственными наградами (в т. ч. 27 орденами). Высокое педагогическое мастерство показали М. В. Белоглазова (школа № 11 г. Кировска), Ф. И. Валуй, О. С. Гречухина, Т. М. Мовчан (школа пос. Лесной), А. А. Иванова (Оленицкая школа), Т. Д. Крутикова, Г. Г. Морозова, Н. Ф. Стеклова (школа пос. Верхний Нюд), А. К. Ветошкина (школа № 1 г. Кировска), А. Е. Гручина, М. И. Касьянова (Умбская школа), Е. Ф. Кривошеина (инспектор облоно), О. А. Смоленникова (заведующая школой № 18 г. Мурманска), Н. Ф. Сурядова (заведующая школой пос. Чаваньга), Т. В. Кучерова-Пантелеева, В. С. Перегудова (Ловозерская средняя школа) и др.
К началу 1950-х система образования была полностью восстановлена. В 1950 в Мурманской области в 210 школах 1979 учителей обучали 48 436 детей. Дети коренных жителей Крайнего Севера были переведены на бесплатные обучение и проживание в интернатах. В процессе обучения господствовало единообразие, эксперименты не допускались.
С конца 1950-х появилась возможность развития творческих подходов: в область пришли учителя и руководители — сторонники "новой" педагогики: М. А. Погодин, О. Ф. Супрун, Г. М. Медынская, Ф. И. Семенова, Н. Ф. Стеклова, А. А. Верещагин, Т. И. Аристова, А. П. Шумилов — директор школы пос. Ревда и Зеленобор-ский, А. М. Красильникова — директор школы № 1 г. Североморска. Особенно интересны были уроки учителей супругов Николаевых (г. Кандалакша), З. И. Кириенко, Н. Г. Вайгиной, А. А. Мелкиседикянц (г. Мурманск), Л. Н. Подгорной (г. Мончегорск) и др.
В эти годы возникло получившее всесоюзное признание движение учителей области за привлечение школьных организаций к активизации образовательного процесса "Ученические организации в борьбе за знания", пропагандистом и организатором которого выступал М. А. Погодин.
В 1950 в Мурманске открылось Мурманское высшее инженерное морское училище (МВИМУ), в 1956 — Мурманский учительский институт был реорганизован в МГПИ. В 1956 возникли первые школы-интернаты (Зеленоборская, Оленегорская, Кандалакшская, Мурманская, Ловозерская, Африкандская, Апатитская, Тихвинская Ленинградской и Покровская Владимирской областей). В 1960 появились первые школы с продленным днем (Ревдская школа, школы № 3, 36, 44 в г. Мурманске).
Строились новые школы и дошкольные учреждения. В 1950-1980 было построено школ на 121 тыс. мест, детских садов на 63 тыс. мест. В 1980 — 175 школ и 220 детсадов посещало 134 460 школьников и 73 248 детей. При этом около 99% выпускников восьмых классов 1980 продолжали получать среднее образование.
К 1980 в области существовала широкая сеть учреждений начальных профессиональных образований. В 23 ПТУ обучалось 11 107 чел. Кроме того, многие молодые люди получали профессиональную подготовку в общеобразовательных школах.
В результате этих усилий рос образовательный уровень педагогических кадров. В конце 1980-х в школах области работал 71 заслуженный учитель школы РСФСР, 74 отличника просвещения СССР, 1376 отличников народного просвещения, 213 человек награждены орденами и медалями; 43,5% учителей начальных классах и 100% учителей основных предметов 4—10 классов имели высшее образование. По этим показателям область была одной из первых в РСФСР.
В 1990-е развитие образовательной системы стало осуществляться на основе комплексно-целевых программ (1993—1997, 1998—2001, 2002—2005, 2006—2010); началась дифференциация общеобразовательных школ; учителя получили свободу выбора методов и приемов работы, а школы — право выбора учебных программ. Открываются инновационные образовательные учреждения: политехнический, экономический, юридический лицеи (директора Т. В. Шовская, В. А. Филимонов, Е. М. Плетнева), 12 гимназий: в Мурманске (директора A. А. Шошин, А. П. Ванникова, Н. А. Петрова, Е. Л. Сергеева, Г. Г. Круглова, А. Г. Петров, B. М. Письменная, В. Ф. Цогоева), Мончегорске (директор Г. М. Медынская), Апатитах (директор М. А. Иванов), Североморске (директор 3. В. Острикова) и Кировске (директор Е. П. Дубинская); 5 профессиональных лицеев (директора А. К. Глухов, Е. С. Шатило, Г. Г. Савилов, Т. А. Черекун, А. Л. Мешков). В 62 школах области организовано 872 класса с углубленным изучением отдельных предметов и 245 профильных классов. Сократилось число школ, работающих в две смены. Прекращены занятия учащихся в третью смену. В 1997/98 учебном году в области действовало 257 общеобразова тельных и 17 вечерних школ. В них обучалось 160,8 тыс. учащихся.
С 1994 проводится областной конкурс "Учитель года". Ежегодно более 20 школ по собственной инициативе участвуют в российском конкурсе "Школа года".
В 2000-х оставалась стабильной численность выпускников, окончивших среднюю школу с медалью "За особые успехи в учении". Ежегодно победители региональных предметных олимпиад школьников, Региональной научной и инженерной выставки "Будущее Севера" удостаиваются дипломов и на федеральных олимпиадах и конференциях. В 2005 команда школьников Мурманской области удостоена Большого научного кубка России на Всероссийской конференции "Шаг в будущее".
Продолжалось участие образовательных учреждений в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Количество предметов, включенных в эксперимент, возросло с 4 до 8. Количество выпускников, участвовавших в эксперименте по введению ЕГЭ, увеличилось с 94% в 2003 до 99% в 2005. Результаты ЕГЭ показали, что образовательные учреждения области обеспечивают высокое качество образования: на протяжении трех лет средний балл по его результатам был на уровне или выше среднероссийских показателей.
В качестве университетов (технического и педагогического) функционировали 2 государственных высших учебных заведения (МЕТУ и МЕПУ), действовали 11 государственных средних специальных учебных заведений (в т. ч. 7 колледжей) и 15 филиалов государственных высших и средних специальных учебных заведений. Появились негосударственные образовательные учреждения: Мурманский гуманитарный институт, Мурманский институт экономики и права и др. Численность студентов, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, составила более 13 и 10 тыс. чел. соответственно.
8 1999 вузами подготовлено 1103 специалиста, средними специальными учебными заведениями — 2690 специалистов. В учреждениях дополнительного образования детей по 160 программам занимались две трети школьников.
Произошла перестройка системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В МЕПИ и МПУ более чем в два раза выросло количество направлений (специальностей) подготовки педагогических работников, МОИУУ реорганизован в МОИПКРО.