Мурманская область — одна из самых промышленно развитых областей Российской Федерации. Особенно значительное развитие в ней получили такие отрасли, как рыбная, горнопромышленный комплекс, энергетика, строительный комплекс. Все большее значение приобретает освоение Арктического шельфа, что требует создания сопутствующих ресурсов.
Рыбная промышленность — одна из традиционных отраслей специализации региона. До 1990 область обеспечивала более 15% общесоюзного производства пищевой рыбной продукции, в 2006 — около 20% общероссийского.
Рыбопромышленный комплекс Мурманской области представлен добывающими и транспортными судами различных типов и классов, перерабатывающими береговыми предприятиями, портовыми сооружениями, соответствующей производственной инфраструктурой, а также научными учреждениями.
Кольский п-ов, омываемый двумя морями, с незамерзающим Кольским заливом, обладает значительными возможностями для формирования здесь устойчивой рыбной промышленности. Однако недостаточная заселенность Кольского п-ова до начала XX в. и неразвитость инфраструктуры приводили к тому, что освоение морских и речных рыбных (и зверобойных) ресурсов велось сезонно, имело кустарный характер, во многом определяясь подходами рыбы (прежде всего трески, камбалы, пикши, сельди, мойвы, окуня и др. видов рыб) к берегам полуострова. Промысел велся пассивными орудиями лова (крючковые снасти, плавные сети) как коренным населением, так и сезонными ловцами, приходившими с Северной Двины, Онеги, а также ряда других территорий Вологды, Новгорода. В то же время, несмотря на то что в отдельные годы на Мурмане добывалось весьма незначительное количество рыбы (например, в 1913 — 18 тыс. т), рыболовство здесь являлось важнейшей отраслью, а Мурман рассматривался как центр кустарного (артельного) промысла России.
Значительный толчок в развитии промышленного рыболовства на Мурмане дали открытия учеными и рыбопромышленниками морских запасов трески, пикши, камбалы, окуня, палтуса, зубатки в незамерзающих частях Баренцева моря, обоснование возможности круглогодичного промысла на базе освоения тралового лова с автономных, специально приспособленных рыболовных судов, а также с освоением дрифтерного лова сельди. Эти два ведущих способа лова стали основой развития широкомасштабного промысла, формируя береговую рыбопереработку.
Создание на Кольском п-ове Мурманского морского рыбного порта (ММРП) и многочисленных портопунктов на побережье создавало оптимальные условия для базирования здесь рыболовных судов и организации глубокой переработки рыбы и морепродуктов. Вследствие близости крупных европейских городов России с многочисленным населением (Санкт-Петербург, Москва и др.) был обеспечен широкий рынок сбыта производимой продукции.
Принимая во внимание эти благоприятные условия, государство предприняло значительные усилия, чтобы в течение 1920—1930-х сформировать основы рыбной промышленности Мурманской области. Были созданы Мурманский траловый флот (МТФ), ряд рыбодобывающих сельдяных и зверобойных флотов (Мурзверрыбпром), отстроены ММРП, судоремонтные и судостроительные предприятия, введен в эксплуатацию самый крупный в Европе Мурманский рыбный комбинат, организовано бондарное производство — фабрика орудий лова. В последний предвоенный 1940 удельный вес рыбной промышленности в экономике области составил 40%, а в экономике г. Мурманска — 80%. В результате в Заполярье (впервые в мировой практике) была создана рыбная промышленность с круглогодичным функционированием, производившая более 33% рыбной продукции страны. Только МТФ добывал более 200 тыс. т рыбы в год.
В довоенные годы были открыты и освоены почти все районы промысла в восточной и центральной частях Баренцева моря. Широкое развитие получило использование науки (работы Полярного НИИ рыбного хозяйства и океанографии им. Книповича (ПИНРО). Как особое самостоятельное подразделение рыбопромышленного комплекса, призванное не только открывать новые районы и объекты промысла, но и обеспечивать добывающий флот сырьевой базой в повседневном оперативном режиме, была сформирована Северная рыбопромысловая разведка. На судах "Севрыбпромразведки" в сотрудничестве с учеными ПИНРО и практиками-рыбаками осваивались новая техника лова, новые способы рыбопереработки, новые организационные формы рыболовства, и прежде всего экспедиционный морской промысел.
В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость наряду с продолжением промысла использовать часть ресурсов рыбной промышленности для непосредственного участия в военных действиях. С этой целью Военсоветом Северного флота и областными властями был осуществлен перевод рыболовного флота и предприятий рыбной промышленности Мурманской области на военное положение, сформирован и включен в состав СФ отряд из 56 рыбацких судов вместе с экипажами. Эти суда немало сделали для обеспечения транспортных нужд СФ, выполняли функции сторожевых кораблей и минных тральщиков ("Туман", "Пассат", "Бриз") и др. Береговые рыбопромышленные предприятия освоили выпуск военной техники и оборудования — от саперных инструментов до мин, гранат, патронов и снарядов.
Продолжался и промысел: за годы ВОВ на фронт и в тыл было поставлено более 500 тыс. т рыбы, не считая консервов и другой продукции. Мурманский рыбокомбинат в условиях постоянных бомбардировок осуществлял производство и поставку на фронт вяленой, соленой, сушеной рыбы и консервов.
Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко высоко оценил вклад рыбаков в победу СФ: "На северном траулере морской войны... рыболовные траулеры... выполнили огромную боевую работу. Своим успехом в борьбе с врагом Северный военно-морской флот обязан их помощи".
В ходе военных действий погибло 22 траулера, некоторые были повреждены. Многие рыбаки, рыбопереработчики, судоремонтники были награждены орденами, медалями, в т. ч. удостоены звания Героя Советского Союза.
Послевоенное восстановление рыбной промышленности шло достаточно быстро: уже в 1947 рыбаками МТФ и 28 рыболовецкими колхозами были превзойдены наивысшие довоенные уловы. Рекордных показателей (60 тыс. ц) добились траулеры "Киров" (капитан К. Л. Бурков) и "Ролик" (капитан А. И. Сапогов). Во многом это стало возможным благодаря обнаружению промысловых скоплений сельди в Северной Атлантике (Г. М. Бородулин, Ю. Ю. Марти), для добычи которой в 1949 была создана новая рыболовецкая организация "Мурмансельдь" (позже "Мурманрыбпром"). Улучшалось и береговое обслуживание рыболовного флота. Ускорился ремонт судов на Мурманской судоверфи. Для нужд рыбной промышленности стал использоваться Кандалакшский механический завод.
Однако развитие шло неравномерно: несмотря на значительный рост промыслового флота (в 1957 число рыболовных траулеров в 4 раза превосходило уровень 1947), в силу кадровых и иных проблем уловы не отличались стабильностью. Так, если в 1955 МТФ выловил рекордное количество рыбы (4,98 млн ц рыбы), то в 1956 не справился даже с планом (только 18% судов справились с заданием).
В 1960-е перевооружение рыбной промышленности все же дало результаты: пополнение большими рыболовными траулерами с автономностью до 70 сут, рефрижераторными и др. судами, совершенствование технологии добычи и рыбопереработки более чем в 1,5 раза увеличили выпуск продукции. Это позволило создать новый специализированный флот ("Севрыбхолодфлот"), начать освоение рыбных запасов не только Баренцева, Гренландского, Норвежского и Северного морей, но и отдаленных районов Северо-Западной Атлантики, морей у побережья Африки, Южной Америки, Антарктики и Юго-Восточной части Тихого океана.
Сформированная в общесоюзных рамках вертикальная система управления рыбной промышленности (Министерство-бассейновый орган-производственное предприятие) действовала в обеспечении руководства промыслом непосредственно в морях: начальники промрайонов (штабы промысла: представители главка, всесоюзных объединений, промразведок, науки, гидрометеослужбы, специалисты разного профиля) — руководители добывающих флотов (по отрядному принципу) — капитаны рыбопромысловых судов.
За счет использования новой техники и технологий, централизованного руководства и введения ежегодно в промысел новых сырьевых ресурсов рыбной промышленности Мурманской областью в 1990 было добыто более 1,1 млн т рыбы (87% которых — в зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана общего вылова) и произведено 766 тыс. т пищевой продукции (в т. ч. более 100 тыс. т — на береговых предприятиях). Поставки на внутренний рынок составили 594 тыс. т (78%), на экспорт — 172 тыс. т (22%).
К этому времени в рыбной промышленности Мурманской области действовало 12 рыбодо-бывающих предприятий, 1 береговой комбинат, 3 судоремонтных завода и 2 сбытовые организации.
В условиях перехода с 1992 к рыночным отношениям, приватизации большей части предприятий рыбной промышленности, либерализации внешних связей, изменения системы управления произошли существенные перемены во всем рыбопромышленном комплексе Мурманской области:
Все это привело к кризису и соответственно к спаду производства по всем основным направлениям развития рыбной промышленности к середине 1990-х. Вылов рыбы в 1995 снизился почти в 3 раза (до 371 тыс. т), производство пищевой рыбной продукции — в 2 (до 320 тыс. т). Итогом стало резкое сокращение потребления рыбы и морепродуктов (почти в 4 раза), уменьшение количества рабочих мест в рыбной промышленности, падение налоговых поступлений в бюджет региона.
Начиная с 1996 в результате восстановления системы управления рыбной промышленности как на федеральном, так и региональном уровне (фирмы, организации, предприятия рыбной промышленности Мурманской области объединены в 15 общественных объединений, с которыми исполнительные органы власти совместно решают возникающие проблемы), сформирования законодательной и нормативной базы, освоения субъектами хозяйственной деятельности механизмов работы в рыночных условиях положение в рыбопромышленном комплексе начало постепенно стабилизироваться. Предприятия Мурманской области в 2006 увеличили добычу до 606 тыс. т (среднегодовой вылов 2002—2006 &88212; 585 тыс. т). При этом 70% вылова добывается в зонах иностранных государств и открытой части Северной Атлантики, Норвежского и Гренландского морей.
Начало возрождаться прибрежное рыболовство. Им занимаются 56 предприятий, фирм и частных предпринимателей, добывая 10—14 тыс. т в год, поставляя их для переработки на береговые рыбоперерабатывающие предприятия области. Препятствуют развитию этой сферы нерешенность проблем многоразового пересечения границ и сосредоточения всех полномочий по контролю за этим видом деятельности в руках федеральных органов.
К началу 2007 основу добывающего сектора рыбопромышленного комплекса Мурманской области составляет морской и океанический рыболовный флот 85 компаний, фирм, предприятий, зарегистрированных на территории области. В реестре Государственной администрации Мурманского морского рыбного порта зарегистрировано 269 промысловых судов (в том числе 6 бербоут-чартерных). Из них крупных — 11 (средний возраст — 18,1 лет), больших — 20 (27,5 лет), средних — 163 (23,2 года), малых — 75 (21,2 года); 90% судов было построено в советское время. И хотя отдельные предприниматели модернизируют и обновляют флот (МТФ модернизировал рыболовные траулеры типа "Моонзунд", увеличив их производительность в 2—3 раза), нарастание физического износа судов (свыше 60% имеют предельный срок эксплуатации) без обновления флота создает реальную угрозу потери достигнутой стабилизации.
Мурманский морской рыбный порт принял в 2006 лишь около 200 тыс. т рыбы по сравнению с 350 тыс. — в 2003 и 223 тыс. — в 2005.
Береговой рыбопереработкой в Мурманской области занимаются 48 предприятий, которые вырабатывают ежегодно до 50 тыс. т рыбопродукции — филе, копченая, мороженая, консервы и пресервы. Недостаток сырья является основным фактором, сдерживающим наращивание производства. Для решения этой проблемы принята региональная целевая программа "Развитие береговой рыбопереработки в Мурманской области" на 2006—2008. Поставив задачу довести объем рыбопереработки до 70—80 тыс. т в год, программа предлагает использовать в качестве меры поддержки механизм выделения средств из областного бюджета для погашения процентной ставки по кредитам, полученным береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями на приобретение сырья.
Во внутренних водоемах и в прибрежной зоне начато формирование товарного рыбоводства (аквакультуры), которое ведут 8 фирм по выращиванию атлантического лосося (семги), форели и доращиванию краба. Объемы производства в 2005 — 405 т, в 2006 — 416 т. Ставится задача довести производство до 6—10 тыс. т.
Важную роль с точки зрения пополнения регионального бюджета играет организация спортивного и любительского рыболовства на реках Кольского п-ова, которым занимаются 22 специализированные фирмы, принимающие до 4 тыс. туристов в год, включая зарубежных. Налоговые поступления от этого вида деятельности в бюджеты всех уровней в 2006 составили 20,4 млн руб.
В целом, оборот организаций рыбопромышленного комплекса области в начале 2000-х составлял ежегодно 15—17 млрд руб., а его доля в ВВП области составляла 6—7%. Предприятиями уплачивалось налогов на сумму 2,3 млрд руб., в т. ч.: в федеральный бюджет 1,2 млрд руб., в территориальный — 1,1 млрд руб. В отрасли было занято 12—15 тыс. чел.
Стратегией социально-экономического развития Мурманской области на период до 2015 предусмотрено увеличение вылова рыбы предприятиями, фирмами и организациями региона до 650—700 тыс. т и производства товарной пищевой рыбной продукции до 560—610 тыс. т. Ставится задача направить большую часть этой продукции на внутренний рынок страны.
Судоремонт является важным элементом в обеспечении эффективной работы транспортных и рыбохозяйственных комплексов, военно-морского и атомного ледокольного флотов. Основную долю в отрасли занимают предприятия оборонного комплекса. Среди них СРЗ "Нерпа" — ведущее предприятие в области судоремонта и утилизации кораблей в области, СРЗ № 35, занимающийся работами по ремонту и обслуживанию кораблей СФ.
Основу экономики области сегодня составляет горнопромышленный комплекс, в составе которого предприятия добывающей промышленности и металлургии. Большая часть предприятий являются градообразующими для таких городов и поселков, как Апатиты и Кировск (ОАО "Апатит"), Заполярный, Никель и Мончегорск (ОАО "Кольская горно-металлургическая компания"), Ковдор (ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Ковдорслюда"), Ревда (ООО "Ловозерский ГОК"). В них проживает треть населения области.
Наибольшее значение среди них имеют ОАО "Апатит" — крупнейший в Европе производитель фосфатного сырья для производства минеральных удобрений на базе хибинских месторождений апатит-нефелиновых руд; ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", созданное на базе комбинатов "Печенганикель" и "Североникель", осуществляющих производство никеля, меди, никелевого порошка, кобальтового концентрата, серной кислоты; Оленегорский ГОК (с 1993 — ОАО "Олкон") — одно из ведущих предприятий России по производству железорудного концентрата, ферритовых стронциевых порошков, щебня; ОАО "Ковдорский ГОК", действующий на базе запасов Ковдорского месторождения, производя железорудный, апатитовый и бадделеитовый (циркониевый) концентраты; ОАО "Ковдорслюда" — единственный в России производитель слюдяной продукции для строительной, электротехнической, электродной и металлургической отраслей промышленности; "Кандалакшский алюминиевый завод" (филиал ОАО "СУАЛ") — одно из самых стабильных предприятий Мурманской области, занимающихся переработкой глинозема для получения алюминия. На этих предприятиях непосредственно занято свыше 35 тыс. чел.
Потребности промышленности Мурманской области в энергии на протяжении многих лет начиная с 1930-х постоянно росли, достигнув максимума электропотребления 16,5 ТВт·ч в 1990. Однако с 1991 они начали неуклонно снижаться, стабилизировавшись к 1994—2005 на уровне 12,5 ТВт·ч, затем снова начался рост. Поэтому большое значение имеет опережающее создание источников электро- и теплоэнергетики.
Основой электро- и теплоэнергетической отрасли Мурманской области к началу 2000-х являются Кольская атомная электростанция, 17 гидроэлектростанций, 2 теплоэлектроцентрали и сеть магистральных и распределительных линий электропередач (ЛЭП), объединяющая эти станции в энергосистему области, которая является частью Единой энергетической системы России.
Базой создания Мурманской электроэнергетики стали богатые гидроэнергетические ресурсы Кольского п-ова, однако долгое время они не использовались. Только переход к освоению минерального сырья полуострова потребовал значительных объемов электроэнергии. Первой крупной ГЭС стала Нива ГЭС-2, введенная в строй в 1934, она стала началом и Нивского каскада гидроэлектростанций, состоящего сегодня из 6 ГЭС, среди которых особенно интересна Нива ГЭС-3 — первая в СССР подземная ГЭС (1949).
Второй станцией стала Нижнетуломская ГЭС (1937) с одним из наиболее эффективных рыбоходов через плотину для семги. Следующей станцией Туломского каскада стала подземная Верхнетуломская ГЭС, построенная совместно с финскими специалистами (1966).
Послевоенное строительство, потребовавшее значительного роста объемов электроэнергии, привело к созданию Пазского и Серебрянского каскадов (5 и 4 станции соответственно).
Атомная энергетика на Кольском полуострове представлена КАЭС, на долю которой приходится 48% общей установленной мощности электростанций, а выработка электроэнергии КАЭС составляет более 50% выработки электроэнергии Мурманской области.
Перспективы развития атомной энергетики области связаны со строительством КАЭС-2.
Как источники электроэнергии создавались и 2 действующие на Кольском п-ове теплоэлектроцентрали, однако со временем они обе были перепрофилированы на преимущественное обеспечение области тепловой энергией — Мурманская ТЭЦ (1934) и Апатитская (1959).
Для Мурманской области характерен высокий уровень централизации теплоснабжения. В Мурманске более 90% всего жилого фонда обеспечивается теплом 4 теплоисточников (260—461 Гкал/ч): Мурманской ТЭЦ (помимо собственно ТЭЦ включающей Южную и Восточную котельные) и Северной котельной. В г. Апатиты весь жилой фонд подключен к Апатитской ТЭЦ. В остальных городах централизованные системы теплоснабжения запитаны от ведомственных ТЭЦ, крупных и небольших котельных, обеспечивающих более 90% потребности в тепле.
Обеспечивающая в целом потребности жилого фонда и промышленности в тепле в советский период, к 2000-м такая централизованная система признана специалистами малоэффективной и требующей перестройки.
С 1990-х ведутся поиски нетрадиционных источников энергии, среди которых нередко называется ветроэнергетика, учитывая значительные ветроэнергетические ресурсы Кольского п-ова. Принято решение о возобновлении работы законсервированной в 1990-х Кислогубской приливной электростанции.
Существенного развития достигли электросети Мурманской области. Первая высоковольтная линия — ЛЭП-110 (110 кВ — уровень напряжения, которое до 1960 было базовым для Кольской энергосистемы) от Нива ГЭС-2 к г. Кировску — была построена в 1931—1933. В 1935 была введена ЛЭП Нива ГЭС-2 — г. Кандалакша, в 1937 — Нижнетуломская ГЭС — г. Мурманск, в 1940 — Нижнетуломская ГЭС — г. Кандалакша. Соединением в 1940 Нижнетуломской и Нивы ГЭС-2 окончательно была создана Кольская энергосистема. Война задержала, но не прекратила сетевое строительство: уже с 1950-х сети вновь стали расти. Менялись и технологии: с начала 1970-х на ЛЭП-110 стали устанавливать железобетонные опоры вместо деревянных; при сохранении линий ЛЭП-110 на новом строительстве использовались более экономичные ЛЭП-150, а в 1999 была введена в строй 100-километровая ЛЭП-330. К началу 2000-х все ГЭС и ТЭЦ области закольцованы сетями, что гарантирует надежную работу потребителей электроэнергии даже в экстремальных ситуациях. Построены крупные подстанции в районе концентрации энергоемких предприятий городов Мончегорска, Заполярного, Апатиты. Само количество подстанций, общая установленная мощность которых составляет 7000 МВА, достигло 123.
Основой управления электроэнергетической системой Мурманской области всегда являлось "Колэнерго". С 2004 в Мурманской области начался процесс его реформирования. В результате из ОАО "Колэнерго" были выделены:
В функциях ОАО "Колэнерго", входящего в состав управляющей компании ОАО "МРСК Северо-Запада", остаются передача и распределение электрической энергии через распределительные сети по территории Мурманской области.
Значительную роль в сфере управления теплоэнергетикой играет "ТЭКОС".
В целом, энергосистема Мурманской области не только обеспечивает в полном объеме спрос на электрическую и тепловую энергию в регионе, но и является избыточной, в связи с чем часть электроэнергии передается как в ЕЭС России, так и в энергосистему "Nordel" (Норвегия, Финляндия).
Однако для реализации ряда заявленных на будущее энергоемких проектов в Мурманской области (завод по производству сжиженного природного газа в пос. Видяево, 2-я очередь рудника "Северный глубокий", 4-я очередь ОАО "Ковдорский ГОК", нефтеперегрузочный и угольный терминалы в устье р. Лавна и др.) необходимо дальнейшее развитие электроэнергетического комплекса региона, в т. ч.:
В Мурманской области проводится работа по энергосбережению, в которой участвуют предприятия и учреждения всех форм собственности, а также 2 центра энергетической эффективности: Кольский центр энергетической эффективности (КЦЭЭ) и Центр энергетической эффективности Мурманской области.
С 2006 в пос. Енский Ковдорского района реализуется проект по переводу действующей мазутной котельной на водоугольное топливо, позволяющий снизить затраты на топливо в 1,5—1,8 раза; КЦЭЭ совместно с норвежской группой энергоэффективности строят в Терском районе котельную на биотопливе (щепа).
Создана межведомственная рабочая группа для изучения экономической эффективности перевода с мазута на уголь котельных ОАО "Кольская ГМК" в Мончегорске, Заполярном и пос. Никель.
Правительством Мурманской области начата разработка региональных программ использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Хотя исследовательские работы по освоению шельфа Арктики велись еще с 1972 силами "Морской арктической геолого-разведочной экспедиции" и научно-производственного объединения "Севморгеология", начало широкомасштабных мероприятий относится к 1979, когда Совет министров СССР принял по этому поводу специальное постановление. В соответствии с ним в 1979—1980 в г. Мурманске были созданы 3 новые специализированные организации: "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) — для глубокого морского поисково-разведочного бурения и добычи нефти, "Севморнефтегеофизика" (СМНГ) — для геофизических, в основном сейсмических, исследований и "Арктическая морская инженерно-геологическая экспедиция" (АМИГЭ) — для комплексных инженерных изысканий. Тем самым был сформирован морской геологоразведочный комплекс Мурманской области.
В исследовании шельфа выделяются 3 этапа. Первый — с конца 1970-х — характеризовался активным наращиванием объемов сейсморазведочных и буровых работ, в основном в Баренцевом и Карском морях, а также локальными исследованиями в море Лаптевых, на шельфе Шпицбергена и ряде других районов. Результатом этого этапа стала существенная корректировка нефтегазоносного потенциала морских недр Арктики в сторону значительного увеличения, открытие в 1988 Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ) и начало промышленной добычи нефти на о. Колгуев.
Второй этап, относящийся к 1990-м, характеризуется резким спадом всех видов работ, началом преобразований нефтегазового комплекса и переходом к системе государственного лицензирования пользования ресурсами морских недр.
Третий этап связан с началом ОАО "Газпром" активных работ по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения и возобновлением широкомасштабных геологоразведочных работ за счет недропользователей.
Согласно имеющимся оценкам, в условиях разведанности ресурсов не более чем на 10% начальные суммарные запасы нефти и газа Арктического шельфа России (с учетом губ и заливов Карского моря) оцениваются примерно в 80 млрд т в нефтяном эквиваленте. Объем запасов Штокмановского месторождения составляет около 4 трлн м3 газа и 30 млн т конденсата. Предполагается, что его ежегодная производительность составит 70—95 млрд м3 природного газа и 27—41 млн т конденсата в зависимости от варианта разработки. При таких условиях запасов должно хватить примерно на 50 лет. Потенциальные же ресурсы углеводородов континентального шельфа России оцениваются рядом исследований в 130 млрд т условного топлива, около 70% которого относится к Арктическому шельфу.
Современное состояние лицензирования как в отношении геологического изучения, так и добычи на акватории Западной Арктики, находится лишь в начальной стадии. К 2006 лицензиями обладают лишь несколько организаций: ЗАО "Арктикшельнефтегаз", ЗАО "Севморнефтегаз", ЗАО "Синтезнефтегаз", ОАО "Севернефтегаз", ОАО "Газпром", ООО "Газфлот".
Правительство Мурманской области строит свою политику исходя из необходимости в интересах населения и экономики решить задачу максимального приближения "большой нефти" к берегам Мурмана. Уже с начала 2000-х нефтегазовый комплекс начинает становиться реальным "локомотивом" роста экономики Мурманской области.
Особая заслуга в этом мурманских предприятий: ОАО "Морская арктическая геолого-разведочная экспедиция" (МАГЭ), ФГУП "Арктикморнефтегазразведка", ОАО "Севморнефтегеофизика" и ОАО "Арктическая морская инженерно-геологическая экспедиция".
К началу 1990-х в Мурманской области сложился мощный строительный комплекс в виде "Главмурманскстроя", способного решать значительные задачи с годовой программой в 320—250 млн руб. В начале 1980-х им ежегодно вводилось более 500 тыс. м2 жилья. Мощности базы крупнопанельного домостроения к началу 1988 составляли по Мурманскому домостроительному комбинату (ДСК) 220 тыс. м2 в год, по "Апатитстройиндустрии" — 120, по Оленегорскому ДСК — 60 тыс. м2. Кроме того, сооружением жилья на Кольском п-ове занимались тресты "Мурманскморстрой", "Кандалакштрансстрой", "Мурманскдорстрой" Минтрансстроя СССР, а также военные организации. Все они имели свои предприятия стройиндустрии, необходимую инфраструктуру. В области действовали обладавшие высококвалифицированными специалистами проектные институты "Мурманскгражданпроект", "Мурманскпромпроект", "Севвоенморпроект", "Сельхозтехпроект", Мончегорский филиал института "Гипроникель". К участию в проектировании привлекались также ленинградские и московские организации.
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2006 в % к 2003 |
Инвестиции за счет всех источников финансирования в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 83,1 | 119,1 | 104,6 | 113,2 | 112,6 | 133,3 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" | 91,7 | 93,6 | 118,2 | 116,1 | 88,6 | 121,6 |
В основных подрядных организациях в 1990 трудилось более 50 тыс. чел.
В 1985—1990 было введено 2,4 млн м2, школ — на 38 тыс. учащихся, детских дошкольных учреждений — на 14,8 тыс. мест, больниц — на 3,1 тыс. коек. В 1990 на одного городского жителя приходилось 14,5 м2 жилой площади против 12,7 м2 — в 1985.
Распад СССР и экономические реформы начала 1990-х вызвали глубокий кризис в строительной отрасли, привели к значительному падению объемов капитальных вложений (за 5 лет — в 5 раз) и строительства (если в 1990 было введено 579 тыс. м2 жилья, то в 1996 — всего 68 тыс. м2, т. е. в 8 раз меньше) на Мурмане. Единый жилищно-строительный комплекс прекратил существование. Был остановлен Мурманский домостроительный комбинат. Прекратили выпуск продукции домостроительные комбинаты в городах Оленегорск и Апатиты.
Вследствие фактического прекращения жилищного и промышленного строительства организации переориентировались на сооружение небольших объектов с индивидуальным проектированием, а также на реконструкцию и модернизацию существующих зданий и пр. Так, с применением новых материалов и технологий в г. Мурманске были построены Центральный офис городского отделения Сбербанка РФ (1996; архитекторы Г. Береза, М. Береза, С. Валиус (Финляндия); подрядчик "Лемминикяйнен" (Финляндия)); здание Первомайского филиала городского отделения Сбербанка РФ (1997, архитектор А. Шур; подрядчики ОАО "Спецстрой", ООО "Квадрат").
Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, в 1990-е строителям Мурмана удалось ввести в эксплуатацию новые мощности по перегрузке химических удобрений в Мурманском торговом порту, несколько школ в городах и районах, больничный комплекс в пос. Ревда.
Продолжавшееся до конца 1990-х падение объемов строительства с начала 2000-х прекратилось. С 1999 наблюдается ежегодный прирост объема инвестиций, что ведет к стабилизации положения дел в строительном комплексе. Объемы подрядных работ растут в среднем от 10 до 20% ежегодно по отношению к предыдущему году.
Экономические реформы существенно повлияли на источники финансирования капитальных вложений. Если в 1993 из бюджетов всех уровней было получено более 40% средств, то в 2003 — менее 17%, сократившись в 2,6 раза. Основными источниками финансирования стали собственные средства предприятий и организаций, а также привлеченные средства в виде банковских кредитов.
Крупнейшими заказчиками являются ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Апатит", "Кольская АЭС", "КАЗ-СУАЛ", ММП и др. В основном средства направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства, обновление оборудования, выпуск новых видов продукции.
Одним из новых источников кредитования с начала 2000-х становится ипотека. Свыше 15 банков на территории области реализуют программы ипотечного кредитования населения, развивается система кредитных потребительских кооперативов. За 2006 общая сумма займов населению превысила 45 млн руб., в результате чего было зарегистрировано свыше 700 сделок по покупке жилья.
Правительство области старается профинансировать строительные работы по наиболее важным социальным объектам, в результате чего в 2000-х возобновилось строительство родильного дома и поликлиники в г. Мурманске, больниц и др. объектов здравоохранения в Кировске, Оленегорске и Апатитах. С привлечением федеральных и областных средств ведутся работы по строительству школ в г. Кола, закончены работы по строительству пищеблока дома-интерната в г. Мончегорске, детского сада в пос. Лопарская (2006). В рамках областной адресной инвестиционной программы построены жилые дома в пос. Ревда и Зеленоборск, с. Ловозеро, г. Мурманске, котельная в пос. Ура-Губа и др. Ведется строительство жилья в пос. Умба и Зеленоборский, г. Кандалакша, школ в с. Варзуга и пос. Протоки.
В г. Мурманске активно ведется реконструкция Дворца культуры им. Кирова и Ледового дворца спорта.
За счет иностранных инвестиций построены международные автомобильные пункты пропуска "Салла" на границе с Финляндией и "Борисоглебский" — на границе с Норвегией.
В 1992—2005 построен уникальный не только для области, но и для всей России мостовой переход через Кольский залив протяженностью свыше 1,6 км.
За 1999—2006 введено в действие более 120 км новых и реконструированных автомобильных дорог, реконструировано и построено 11 мостов, введены новые железнодорожные линии, построены перегрузочные комплексы морских портов мощностью 8,4 млн т груза в год, реконструирован причал морского порта протяженностью 165 м.
Содержанием, ремонтом и строительством автомобильных дорог занимается около 100 подрядных организаций: 2 дорожно-строительные (ОАО "Оленегорское ДСП", ОАО "Кандалакшское ДСУ-3"), 5 дорожных ремонтно-строительных предприятий (Кольское, Никельское, Кильдинское, Кандалакшское и Умбское ГОУДРСП), 1 мостовое ремонтно-строительное (Кольское ГОУМРСП), акционерные общества, частные предприятия и др., в которых имеются заводы асфальтобетонные, по приготовлению щебня и битумно-сланцевой эмульсии, ремонтные боксы и другое оборудование. На них занято около 1700 чел. Головным и координирующим предприятием Мурманской области в этой сфере является "Мурманскавтодор".
Развивается строительство материально-технической базы предприятий торговли и общественного питания. Построено более 110 тыс. м2 торговой площади, создано свыше 2 тыс. мест на предприятиях общественного питания.
Выполняются работы по строительству объектов коммунального назначения. В октябре 2005 состоялось официальное открытие первого пускового комплекса (110 м3 в сутки) канализационных очистных сооружений (КОС) северного района в г. Мурманске. Ведутся работы по строительству 3-й нитки водовода в г. Оленегорске, КОС в с. Ловозеро, биокотельной в пос. Умба и др. В 1999—2006 введено в эксплуатацию около 100 тыс. м2 жилья (в г. Мурманске, Ловозерском, Кандалакшском и Терском районах).
Однако потребности населения даже с учетом жилья, возводимого с 1996, после утверждения Федеральной целевой программы "Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в средней полосе РФ не обеспечены.
С 2004 впервые на территории Мурманской области началось строительство малоэтажных жилых зданий. Получают развитие предприятия, которые берут на себя комплексное проектирование, необходимые согласования и строительство коттеджей (ООО "Мурманмебель", ООО "Огни Мурманска").
Перспективными направлениями в жилищном строительстве являются реконструкция и модернизация физически и морально устаревших жилых домов, построенных в 1950—1960-х. Здесь предполагается освоение поверхности покрытий и пространств чердачных крыш, позволяющее значительно снизить потери энергоресурсов (до 10%) и повысить долговечность зданий.
Одним из приоритетных направлений развития строительного комплекса является решение проблем рационального использования местных природных ресурсов, сокращение транспортных издержек в производстве строительных материалов. Несмотря на то что в области велико количество сырьевых ресурсов для получения строительных материалов (27 месторождений строительного камня с суммарными запасами в 195,116 млн м3, 16 — облицовочного с запасами в 10,531 млн м3, 37 — песчано-гравийных материалов с запасами в 47,585 млн м3), производство их налажено слабо. Значительное количество их завозится из других регионов России.
На территории Мурманской области действует ряд предприятий стройиндустрии, производящих в основном железобетонные изделия: ОАО "Комбинат Стройконструкция", ЗАО "Блокстрой", ОАО "Шунгизит" (Мурманск), ОАО "Стройдеталь", ОАО "Олкон" (Оленегорск), но постоянно растущий спрос на бетон, связанный с применением монолитных и каркасно-монолитных конструкций зданий, определяет настоятельную необходимость в строительстве бетонных минизаводов.
Значительной проблемой современной строительной отрасли является дефицит кадров. Кризис 1990-х привел к оттоку строителей в другие отрасли и регионы, сокращению подготовки строительных кадров. Особенно велик дефицит в квалифицированных рабочих (кровельщиках, монтажниках металлоконструкций, сварщиках, каменщиках, плиточниках, отделочниках) и работниках среднего звена. Испытывают дефицит в специалистах-проектировщиках и проектные организации.
В настоящее время подготовкой специалистов-строителей занимаются 6 профессиональных училищ, Мончегорский политехнический колледж, Мурманский строительный техникум, КФ ПетрГУ, Мурманский филиал СПбГУ водных коммуникаций. В 2003 был открыт МГТУ (72 учащихся). Однако нехватка кадров потребовала от правительства Мурманской области создания специального координационного совета по кадровому обеспечению региона (2005).
К 2007 в регионе действовало более 400 строительных организаций всех форм собственности и уровней управления, на которых занято более 23 тыс. чел.
В настоящее время объем инвестиций на развитие производственной базы организаций строительного комплекса растет (только в 2005 — 156 млн руб.), однако этих средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей (износ основных фондов отрасли в 2006 — 60%, а средний возраст основной части машин и оборудования — 12 лет). Наиболее крупными организациями в жилищно-граж-данском и промышленном строительстве являются ОАО "Мурманскпромстрой", ОАО "Спецстрой", ЗАО "АСМ", ООО "Ренессанс", ОАО "Мурманскморстрой" (г. Мурманск), ООО "Квадрат" (г. Оленегорск), ОАО "Колъстрой" (г. Мончегорск), ОАО "Севертрансстрой" (г. Кандалакша), "Колатомэнергострой" (г. Полярные Зори); в сооружении дорог — ГДУ "Мурманскавтодор", а из монтажных организаций — ОАО "Продмонтаж".
В ноябре 2004 для координации деятельности строительных организаций, представления и защиты их интересов, обеспечения подготовки кадров был создан Союз строителей Мурмана, а в ноябре 2005 правительством Мурманской области была принята Стратегия развития строительного комплекса до 2015. Основными перспективами его развития Стратегия определила формирование рынка доступного жилья путем снижения себестоимости строительства жилья и государственной поддержки малоимущих слоев населения (около 16 тыс. семей), строительство нескольких портовых сооружений для развития Мурманского транспортного узла, реконструкцию около 300 км автодорог и возведение мостов общей протяженностью более 2 км, участие в разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения, сохранение и развитие производственного потенциала промышленных предприятий области (строительство нефтеперерабатывающего и нового алюминиевого заводов, подземных рудников ОАО "Олкон", пункта длительного хранения реакторных отсеков на береговой площадке губы Сайда, модернизация производств Ковдорского ГОКа и ОАО "Апатит", реконструкция обогатительно-металлургического производства комбината "Печенганикель" и Кандалакшского опытного машиностроительного завода и др.).
Для осуществления поставленных задач правительством Мурманской области были приняты 2 целевые программы: "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области на 2006—2008" (аналогичные программы приняты в Мурманске, Полярных Зорях, Мончегорске, Оленегорске, Кандалакше, Апатитах и Ковдорском районе) и "Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области на 2006—2010".
Реализация намеченных задач требует значительных инвестиций в строительство — до 20 млрд руб. в год, что выше текущего уровня в 1,2 раза, а сами строительные организации должны ежегодно на 10—15% увеличивать объемы строительных работ.
Воплощение в жизнь этих проектов даст мощный импульс дальнейшему развитию региона в целом и строительной индустрии в частности, создаст дополнительные рабочие места и увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Сельское хозяйство в Мурманской области — отрасль, призванная обеспечивать региональные потребности населения в продуктах питания. Удельный вес продуктов сельскохозяйственного производства в потреблении населением области основных продуктов питания в 2005 составлял 14,3% молока и молокопродуктов, 9,1 — мяса всех видов, 75,2 — яиц, 23,1 — картофеля и 3,6% — овощей.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются предприятия и подсобные хозяйства. Доля крестьянско-фермерских хозяйств в объеме производства сельскохозяйственной продукции незначительна.
В состав агропромышленного комплекса Мурманской области входит 81 предприятие, в т. ч. 22 — сельскохозяйственных, 19 — перерабатывающих, 27 — агросервисных и 3 — научных. В них занято 9,1 тыс. чел., в т. ч. в сельскохозяйственном производстве — свыше 4 тыс. чел.
Разведением крупного рогатого скота занимаются 19 предприятий, из них 4 племенных репродуктора по разведению скота холмогорской и айширской пород, в которых содержится более 80% всех коров. На производстве свинины специализируются 5 предприятий. Крупнейшее — свинокомплекс "Пригородный", производящий более 80% общего объема свинины, получаемой в Мурманской области. Производят яйца и мясо птицы 5 предприятий, но основное поголовье кур-несушек сосредоточено на птицефабриках "Мурманская" и "Полярная звезда", которые производят 90% яиц. В 4 оленеводческих хозяйствах содержится 60 тыс. голов оленей ненецкой породы, из них более 80% — в племенных стадах кооперативов "Оленевод" и "Тундра".
Выращиванием картофеля и овощей открытого грунта занимается в основном население. Ежегодно с площади 2 тыс. га собирается около 2 тыс. т овощей и более 20 тыс. т картофеля. В тепличном комбинате "Мурманский" в зимних теплицах площадью 4,55 тыс. м2 выращиваются огурцы, томаты, лук и зеленные культуры.
Пищевая и перерабатывающая отрасль АПК области объединяет предприятия молочной, мясной, хлебопекарной, кондитерской, муко-мольно-крупяной, пивобезалкогольной и ликероводочной промышленности.
Продукция хлебопекарной промышленности занимает одно из главных мест в общем балансе продовольствия населения. В состав ее производителей входят крупное промышленное объединение ОАО "Хлебопек", предприятия ОАО "Виктория", ОАО "Апатитыхлеб", ОАО "Заполярный хлебозавод", ООО "Кольский хлебный дом" и мини-пекарни, изготавливающие около 23% общего объема вырабатываемых в области хлебобулочных изделий. Муко-мольно-крупяную, элеваторную и комбикормовую промышленность представляет ОАО "Мурманский комбинат хлебопродуктов".
Молочная продукция (свыше 36 тыс. т в год в пересчете на цельное молоко) выпускается 2 предприятиями — ОАО "Молочный завод" (г. Североморск) и ОАО "Апатитский молочный комбинат", а также рядом цехов по переработке молока, оборудованных на предприятиях сельского хозяйства ("Тулома", агрокомплекс "Ковдорский" и др.).
Мясная промышленность, вырабатывающая свыше 5 тыс. т колбасных изделий и свыше 4 тыс. т мясных полуфабрикатов в год, представлена торговым домом "Мурманский мясокомбинат", ООО "Мелифаро", рядом мясоперерабатывающих цехов, организованных на предприятиях сельского хозяйства, и мясоперерабатывающими предприятиями и цехами небольшой мощности.
В области также производятся кондитерские и макаронные изделия, пиво и безалкогольные напитки, алкогольная продукция.
Значительную часть производимой в регионе продукции отличают широкий ассортимент и качество, подтвержденное высокими оценками на конкурсах самого различного ранга.
Бюджет Мурманской области — форма образования и расходования денежных средств Мурманской области в расчете на финансовый год.
Бюджет Мурманской области разрабатывается и утверждается в форме закона Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Составление, исполнение бюджета Мурманской области, как и составление отчета о его исполнении, относятся к компетенции администрации Мурманской области. Рассмотрение и утверждение бюджета Мурманской области, а также утверждение отчетов о его исполнении относятся к компетенции Мурманской областной думы.
Наряду с бюджетом Мурманской области существуют бюджеты муниципальных образований, разрабатываемые и утверждаемые в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Бюджет Мурманской области и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Мурманской области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет Мурманской области, в него входят: бюджет Мурманской области, бюджеты 14 городских округов и бюджеты 5 муниципальных районов.
Доходы бюджета Мурманской области формируются за счет собственных доходов и субвенций, поступающих из федерального бюджета на осуществление региональными органами власти делегированных государственных полномочий. В состав собственных доходов включены налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней.
Большую долю доходов в бюджет Мурманской области составляют налоги, %: в 2000 — 83, 2001 — 72, 2002 — 50, 2003 — 61, 2004 — 66, 2005 — 76, 2006 — 71. В то же время она может существенно меняться.
В налоговых доходах бюджета Мурманской области главное место занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль.
Вторым по значимости источником доходов бюджета Мурманской области являются безвозмездные поступления, удельный вес которых также заметно колеблется, %: 2000 — 17, 2001 — 28, 2002 — 50, 2003 — 39, 2004 — 34, 2005 — 21, 2006 — 26,3.
Удельный вес неналоговых доходов, которые включают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджета Мурманской области, административные платежи и сборы и другие, незначителен и не превышал 3% на протяжении многих лет.
Структура налоговых доходов бюджета Мурманской области, %:
Виды налогов | Годы | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Налог на доходы физических лиц | 34,5 | 30,8 | 31,7 | 38,1 | 45,1 |
Налог на прибыль | 28,4 | 24,0 | 31,1 | 36,1 | 32,7 |
Налог на имущество | 16,4 | 12,6 | 8,9 | 14,2 | 11,6 |
Плата за пользование природными ресурсами (кроме земельного налога) | 10,2 | 15,2 | 10,7 | 6,1 | 5,6 |
Налог на товары и услуги | 9,1 | 7,0 | 5,3 | 3,2 | 3,9 |
Налог на совокупный доход | 0,8 | 0,7 | 2,7 | 2,1 | 1,1 |
Земельный налог | 0,6 | 1,2 | 1,3 | — | — |
Прочие налоги | — | 8,5 | 8,3 | 0,2 | — |
Всего налоговых доходов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Структура распределения ассигнований из бюджета Мурманской области по видам расходов на 2006 (выборка), %:
Расходы | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес, % |
Общегосударственные вопросы | 1182968 | 7,3 |
Национальная оборона | 17984 | 0,11 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1235402 | 7,6 |
Национальная экономика, в т. ч.: | 1565563 | 9,7 |
транспорт | 1083616 | 6,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 62123 | 0,38 |
Охрана окружающей среды | 26743 | 0,2 |
Образование | 752535 | 4,65 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 199326 | 1,23 |
Здравоохранение и спорт | 2488867 | 15,4 |
Социальная политика | 408367 | 2,53 |
Межбюджетные трансферты, в т. ч.: | 8235289 | 50,9 |
фонды компенсаций | 6890310 | 42,6 |
Всего | 16175167 | 100 |
Расходование средств бюджета Мурманской области осуществляется по направлению и в пределах, установленных законом Мурманской области о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета Мурманской области подразделяются в соответствии с экономической классификацией на текущие и капитальные, а также расходы на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд). К текущим расходам относятся: оплата труда, затраты на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплата транспортных услуг, услуг связи, коммунальных и др. Капитальные расходы — это расходы на приобретение и модернизацию оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство и ремонт, а также капитальные трансферты. Расходы по предоставлению бюджетных кредитов включают: предоставление бюджетных кредитов бюджетам других уровней, нефинансовым организациям, возврат бюджетных кредитов. Для финансирования неотложных непредвиденных расходов предусматриваются ассигнования на образование резервных фондов. Порядок их образования и расходования определяется положениями, утверждаемыми Мурманской областной думой.
Наибольшая доля в расходах бюджета Мурманской области приходится на межбюджетные трансферты (50,9%) — предоставление финансовой помощи бюджетам других уровней (7,4%) и целевых компенсаций, предназначенных для выполнения органами муниципальных образований государственных полномочий (42,6%). На здравоохранение и спорт направляется 15,4% всех расходов; на национальную экономику — 9,7; национальную безопасность и правоохранительную деятельность — 7,6%.
Дефицит бюджета Мурманской области образуется в результате превышения расходов над доходами. Размер дефицита, утвержденный законом Мурманской области о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Бюджет Мурманской области на 2007 в соответствии с Законом Мурманской области от 22 декабря 2006 "Об областном бюджете на 2007" был утвержден по доходам в сумме 23178,2 млн руб., по расходам — 24858,4 млн руб. Размер дефицита составил 7,2%, т. е. 1680,2 млн руб.
Источники финансирования дефицита бюджета (государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета) утверждаются законом Мурманской области о бюджете Мурманской области.