Традиции церковного строительства находят свое продолжение и в XIX — начале XX в. Большинство церквей строится либо "тщанием прихожан", либо "на средства рыбопромышленников" и крестьян, а иногда и конкретными лицами (например, "торгующий крестьянин" Алексей Заборщиков построил в 1880—1890-х в Понойском приходе 3 церкви в Лумбовке, Иокоганьге, Сосновке, а кронштадтский дворянин А. Пасский — в 1888 Никольскую церковь в с. Гаврилово).
Когда в 1844 был создан самостоятельный Тетринский приход (деревни Тетрино, Чаваньга, Стрельна, Чапома и Пялица), крестьяне на собственные средства построили церковь Во имя Святой Троицы (1845, сгорела в 1881, заменена церковью Василия Великого в 1883). В 1894 открылся Чапомский приход, обслуживавший 3 церкви: Введенскую в с. Чапома (1873), Чудотворца Николая в д. Пялица (1863 на "сумму Святейшего Синода"), Зосимы и Савватия в д. Стрельна (построена в 1889 "усердием крестьян Якова Ивановича и Константина Сергеевича Стрелковых"). В начале XX в. был образован и Чаваньгский приход (церковь Архистратига Михаила, построена в 1863).
С началом колонизации Восточного Мурмана (начало 1870-х) появляются храмы и здесь: церковь Пророка Илии, построенная рыбопромышленниками Териберки (1875), Грузинской иконы Божьей Матери (1886); с 1885 — в составе самостоятельного Териберского прихода. В 1878 была сооружена церковь Преображения Господня в колонии Рында (была приписана к Ловозерскому приходу, служба велась в течение апреля—ноября приезжавшим из Ловозера священником). В колонии Харловка в 1891 на средства маловишерского купца Михаила Пономарева была сооружена церковь Пророка Илии.
Вместе со строительством г. Александровска в 1899 началось возведение пятиглавого храма Чудотворца Николая Мирликийского. Проект храма в "русском стиле" составил архитектор Иванов по рисунку художника В. Васнецова при участии Саввы Мамонтова, губернатора А. П. Энгельгардта и др.
Хотя большинство жителей Кольского п-ова были православными, поселение колонистов из Норвегии и Финляндии привело к появлению здесь лиц лютеранского вероисповедания: в начале 1900-х их насчитывалось около 1500 чел. В 1874 они построили кирху в колонии Ура-Губа и с 1905 имели свой самостоятельный евангелическо-лютеранский приход во главе с пастором Андреем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на постоянное местожительство в г. Александровск.
В XIX в. церкви Кольского п-ова входили в состав трех церковных округов (благочиний). Первый охватывал северную половину края (его центр — г. Кола, с 1889 — г. Александровск), второй включал Терский берег и Кандалакшско-Ковдское поморье (центр — с. Варзуга, Кузомень).
В состав первого благочиния в 1917 входило 23 церкви и 17 часовен 11 приходов (Александровский, Кольский, Кильдинский, Териберский, Печенгский, Пазрецкий, Ловозерский, Нотозерский, Гавриловский, Рындский, Китовский), второго и третьего — 30 церквей и 11 часовен 12 приходов (Умбский, Варзужский, Кузоменский, Тетринский, Чапомский, Понойский, Чаваньгский, Оленицкий, Кашкаранский, Ковдский, Кандалакшский, Княжегубский). К третьему Кемскому церковному округу относились 3 последних прихода.
Основная часть храмов была построена на средства самого населения.
В начале ХХ в. было образовано еще несколько приходов: Рындский, Оленицкий, Княжегубский, Иоканьгский (1917) и Мурманский (1916), построено 6 церквей (в селах Тетрино, Иоганьга, Сальница, Княжая Губа, Семиостровский погост, Чаваньга) и часовен (в селах Пулоньга, Кузомень, Тетрино, Малооленье; Бабинский и Мотовский погосты).
Среди священников Кольского п-ова были люди, обладавшие значительной эрудицией и способностями проповедника, такие как протоиереи Павел Иванович Воронов, первый штатный настоятель Никольской церкви г. Мурманска, Назарий Александрович Синцов, Алексей Владимирович Шилов, Василий Петрович Мартынов, Константин Прокопьевич Щеколдин, священник Василий Дмитриевич Перовский и др.
Значительна роль духовенства в развитии просвещения на Кольском п-ове. Десятки церковно-приходских школ помогали местным жителям овладевать грамотностью, расширяли их кругозор, давали первоначальное образование. Важное место здесь заняла деятельность К. П. Щеколдина, который перевел на саамский язык "Евангелие от Матфея" и издал "Азбуку для лопарей". Священник Н. Шмаков за наблюдения на метеорологической станции в с. Ловозеро и становище Рында получил орден Святой Анны III степени. В 1901 протоиерей А. В. Шилов (настоятель Кольского собора) был законоучителем Кольского приходского училища и заведующим народными чтениями в г. Кола. Особенно заметна была просветительская деятельность Трифоно-Печенгского монастыря, восстановленного в конце XIX в.
Период XIX — начала XX в. характеризуется развитием добрососедских религиозных контактов между церквями Кольского края и Норвегии и Финляндии. Обе стороны поддерживали высокий уровень толерантности: так, няв-демские лопари, хотя и проживали с 1826 на территории Норвегии, продолжали исповедовать православную веру и принимать у себя православных священников из России точно так же, как лютеране-переселенцы жили в соответствии со своим церковным уставом.
Однако дальнейшая эволюция межцерковных отношений была прервана в октябре 1917.
Источники средств на строительство церквей и часовен:
Вкладчики средств | Часовни | Церкви |
Прихожане | 9 | 23 |
Отдельные лица | 6 | 13 |
Лопари | 4 | 3 |
Рыбопромышленники | 4 | 2 |
Казна, Синод, другие церковные и светские структуры | 1 | 6 |
Колонисты | — | 1 |
Все более заметные изменения в государственно-церковных отношениях, начавшиеся в годы перестройки, привели с начала 1990-х к их коренному пересмотру как в СССР в целом, так и в Мурманской области.
Растет число различных религиозных объединений. В 1990 в области начал действовать Кольский христианский центр (входит в Союз христиан веры евангельской — пятидесятников (в России)), в октябре 1991 были зарегистрированы общины финской Евангелическо-лютеранской церкви, адвентистов седьмого дня, духовного совета бахаистов (община существовала с 1990); в 1992 — Мурманское мусульманское религиозное объединение, приход Новоапостольской церкви в Мурманске, "Общество сознания Кришны"; в 1994 — община Церкви Христа. Появляются отдельные христианские миссии и миссионерские общества (Мурманское отделение межрегиональной миссии "Гедеон", мурманская христианская русско-норвежская "Арктическая миссия", областное добровольное христианское миссионерское общество "Добрый самарянин"). У некоторых из них (новоапостольские христиане, иеговисты) есть приверженцы в областных населенных пунктах, но основное поле деятельности большинства — г. Мурманск. Количество сторонников, как правило, колеблется от 50 до нескольких сотен человек. Все эти течения объединяет поддержка из-за рубежа.
Свобода совести открыла и объединения деструктивного характера. В 1992—1993 в области функционировало "Белое братство", в 1994 появлялись члены секты "Аум Синрикё", но закрепиться им не удалось. Известны случаи проявления сатанизма (сатанинская символика на кладбище в пос. Никель, самоубийства молодых людей и др.).
В целом, к середине 1990-х религиозная картина края выглядела следующим образом:
1990-е — период активного возрождения Русской православной церкви. Восстанавливаются старые и строятся новые храмы и часовни: церковь Иоанна Предтечи (г. Кандалакша, 1989), церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (г. Североморск, 1991), церковь Святого архистратига Михаила (пос. Росляково, 1991), церковь Святых мучеников Бориса и Глеба (пос. Борисоглебский, 1992), церковь Димитрия Прилуцкого (г. Оленегорск, 1993), церковь иконы Богородицы "Всех Скорбящих Радость" (пос. Мурмаши, 1994), Свято-Троицкая церковь (Заполярный, 1995), церковь Успения Пресвятой Богородицы (г. Апатиты, 1995), церковь Святого Пантелеймона (Мурманск, 1995), церковь Успения Пресвятой Богородицы (г. Ковдор, 1996), часовня Ксении Петербургской (база отдыха "Лесная", 1996), церковь "Живоносный источник" (г. Мурманск, МРП, 1996), Свято-Вознесенский собор, второй кафедральный собор Мурманской и Мончегорской епархии (г. Мончегорск, 1997), церковь Георгия Победоносца (г. Снежногорск, 1998), храм Спаса на Водах (Мурманск, 2002), храм Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (г. Кировск, 2004), храм Введения во храм Святой Богородицы (Мурманск, 2006).
Мурманский ОИК 4 ноября 1990 принял решение "О возвращении Кольского Благовещенского храма Русской православной церкви и строительстве в г. Кола здания Музея поморского культуры и быта".
27 декабря 1995 была образована Мурманская и Мончегорская епархия, которую возглавил епископ Симон (в настоящее время архиепископ). Одной из насущных задач архипастыря стало восстановление Трифоно-Печенгского монастыря (1997).
В июле 1997 Мурманскую область (города Мурманск, Кола, Мончегорск и Североморск) посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, освятивший Свято-Вознесенский кафедральный собор.
Во 2-й половине 1990-х идет процесс исчезновения одних (христианская миссия милосердия "Гедеон", "свидетели Иеговы" и др.) и возникновения новых (Мурманская христианская церковь, 1998; Церковь евангельских христиан "Голгофа", 1999; религиозная организация современного иудаизма "Мурман" и Еврейская община г. Мурманска, 2000—2001; Армянская апостольская церковь, 2002) религиозных объединений.
В 1998 в области официально действовало 71 объединение и 66 существовало без регистрации, в 1999 их число выросло до 151, а к 2003 — до 200, в 2004 — 211 религиозных объединений (67 — РПЦ, 114 — протестантских и 30 — нехристианских). Из них зарегистрировано только 103 объединения 20 конфессий. По состоянию на 1 января 2007 на территории Мурманской области осуществляли деятельность 106 религиозных организаций 16 религиозных конфессий.
Религиозные объединения в Мурманской области на 1 января 1995:
Конфессия или религиозная группа | Религиозные объединения (приходы) | Периодические издания | Духовные школы, курсы | |
всего | в том числе зарегистрированные | |||
Русская православная церковь Московского Патриархата | 22 | 21 | 1 | 2 |
Российская Православная свободная церковь | 1 | |||
Мусульманские объединения | 2 | 1 | 1 | |
Школа буддизма | 1 | 1 | ||
Римско-католическая церковь | 1 | |||
Союз церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) | 8 | 5 | 1 | |
Совет церквей ЕХБ | 2 | |||
Церковь адвентистов седьмого дня | 8 | 1 | 1 | |
Евангелическо-лютеранская церковь | 1 | 1 | ||
Союз христиан веры евангельской | 5 | 2 | ||
Евангельские христиане в духе апостолов | 1 | 1 | ||
Свидетели Иеговы | 8 | 1 | ||
Новоапостольская церковь | 7 | 1 | ||
Общество сознания Кришны | 7 | 1 | 1 | |
Бахай | 2 | 1 | ||
Церковь Христа | 13 | 3 | 3 |
Многие религиозные организации — собственники финансовых и материальных средств. Так, 56 приходов Мурманской и Мончегорской епархии имели в своем владении наряду с храмовыми зданиями жилые дома, хозяйственные постройки, пекарни, автотранспорт и пр. (2003).
Безусловное лидерство по числу приверженцев — у Русской православной церкви, однако число организаций баптистов, иеговистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня растет довольно быстрыми темпами. Сегодня более 30% населения — верующие, средний возраст которых 20—40 лет.
Практически все конфессии и группы осуществляют благотворительную и просветительскую деятельность в крае, немало делают в социокультурной сфере, пытаясь привлечь к себе внимание общественности и помочь нуждающимся. Например, руководство Новоапостольской церкви ежегодно передает по 100 тыс. руб. на организацию медицинской помощи детям. Протестантские церкви организуют для беднейших слоев населения бесплатное питание, помогают одеждой, обувью. Православной церковью открыт специальный отдел по социальному служению, в рамках которого действуют программы "Милосердие", "Патронажная служба", "Благотворительные столовые", "Благотворительная минипекарня", "Бабушки", "Рождественские подарки для детей".
В Мурманской и Мончегорской епархиях действует 8 отделов: по религиозному образованию и катехизации; социальному служению; по взаимодействию с Вооруженными силами, Управлением внутренних дел и Федеральной службой исполнения наказаний; молодежный; паломнический; издательский; комиссия по канонизации святых и литургическая группа.
Епархиальные приходы входят в состав 6 благочиний: Мурманскоого, Мончегорского, Кандалакшского, Терского, Александровского и Печенгского.
Религиозные организации имеют опыт работы с наркоманами, беспризорниками. При наркологической клинике "Панацея" в Мурманске создан православный приход Святителя Луки. В Трифоно-Печенгском монастыре в течение нескольких лет организовывались духовно-оздоровительные лагеря для трудных подростков.
В рамках областной программы "Дети Кольского Севера" при Мурманской и Мончегорской епархиях с 2001 действует Православный молодежный центр, который ставит целью "полноценное развитие православной духовной культуры, физическое и профессиональное становление гражданина своей страны".
С 2004 на базе МГТУ епархия осуществляет проект организации высшего теологического образования. В 2006 в епархии действовали 25 воскресных школ, епархиальные катехизаторские курсы. В области работают 4 духовно-просветительских православных центра в Мурманске, Апатитах, Мончегорске, Кандалакше.
Священнослужители оказывали моральную поддержку родственникам погибших на АПЛ "Курск" в 2000. В сентябре 2004 протоиерей Андрей Амелин на корабле "Адмирал Чабаненко" участвовал в походе отряда боевых кораблей Северного флота. Священники регулярно общаются с бригадой морских пехотинцев (пос. Спутник). В поселке действует детская воскресная школа.
В нескольких колониях Мурманской области действуют общины верующих. Церковь организует оказание материальной и продовольственной помощи заключенным, выступления священников перед личным составом УВД. Духовенство епархии содействует открытию часовен и церквей на территории колоний (исправительная колония № 23 пос. Ревда и др.).
Губернатор и правительство проводят политику невмешательства во внутренние дела религиозных организаций. В Мурманской области многие конфессии не имеют своих культовых сооружений.
В феврале 2004 в рамках круглого стола местные власти предложили представителям 7 конфессий участки под строительство храмов.
В 2006 в г. Мурманске началось строительство католического храма. В течение нескольких лет не мог решиться вопрос о строительстве мечети в г. Мурманске (не устраивал выделенный участок, протестовали жильцы близлежащих домов). Однако в 2006 найдено устраивающее всех решение, строительство должно начаться в ближайшее время. Резкий протест общественности г. Мурманска вызвало выделение земельного участка для строительства центра свидетелей Иеговы в районе Росты. В результате городская администрация провела общественный опрос в марте 2007. После обсуждения за строительство высказалось 116, против — 269. Это лишь один из многих примеров, позволяющих говорить о сформировавшемся религиозном факторе, существенно влияющем на жизнь Мурманской области.
Религиозные организации на 1 января 2007:
Конфессия или религиозная группа | Количество зарегистрированных религиозных объединений |
Русская православная церковь | 50 |
Союз христиан веры евангельской (пятидесятники) | 18 |
Свидетели Иеговы | 8 |
Церковь адвентисты седьмого дня | 7 |
Союз церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) | 6 |
Евангельские христиане | 6 |
Иудейские общины | 2 |
Римско-католическая церковь | |
Армянская апостольская церковь | |
Евангельские христиане в духе апостолов | |
Евангелическо-лютеранская церковь | |
Новоапостольская церковь | |
Мусульманские объединения | |
Общество сознания Кришны | |
Бахай | |
Церковь Христа | |
Итого | 106 |