Всё о Мурманской области
Общие сведения

Кольский край — современная Мурманская область — расположен на северо-западе европейской части России, географически охватывает территорию Кольского п-ова с прилегающей к нему частью материка. Для его определения используют также понятия "Мурман", "Кольское Заполярье", "Кольский Север", "Русская Лапландия".

Мурманская область — субъект Российской Федерации, один из наиболее крупных, экономически развитых и урбанизированных регионов Европейского Севера России.

Население — 864,6 тыс. чел. (2006). Территория — 144 936 км2.

На западе Мурманская область граничит с Норвегией и Финляндией, на юге — с Республикой Карелия, на востоке — с Архангельской областью, с севера и северо востока омывается Баренцевым, с юга — Белым морями. В состав Мурманской области входит ряд островов прибрежной части Кольского п-ова.

Поверхность представляет собой систему возвышенностей и впадин. Самая высокая точка Кольского п-ова — г. Юдычвумчорр (Хибинские тундры) находится на высоте 1200,6 м над уровнем моря. Большая часть Мурманской области расположена за Северным полярным кругом. Климат умеренно холодный.

Конституционный статус и полномочия Мурманской области

Мурманская область — равноправный член РФ, обладающий всей полнотой государственной власти и осуществляющий собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов, вне пределов ве дения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения.

Согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" область входит в состав Северо-Западного федерального округа (с сентября 2000 главный федеральный инспектор в Мурманской области — Лосев В.П., с сентября 2013 - Бебенин А.Б.).

Мурманская область имеет свой Устав. Законодательная власть осуществляется Мурманской областной думой, исполнительная власть представлена высшим должностным лицом — губернатором, возглавляющим правительство области (в 1991—1996 — глава администрации Комаров Е.Б., с 1996 — глава администрации, с 1997 — губернатор  Евдокимов Ю.А., с 2009 — Дмитриенко Д.В., с 2012 — Ковтун М.В.).

Устав Мурманской области

Основным нормативно правовым актом Мурманской области как субъекта РФ является Устав (основной закон) Мурманской области, регулирующий важнейшие вопросы жизни населения области — права и свободы человека и гражданина, построение системы государственных органов, формы взаимодействия с федеральными государственными органами, порядок выборов представительных органов, назначения должностных лиц и т. д. В соответствии с Уставом Мурманской области осуществляется законодательное регулирование по предметам ведения Мурманской области и предметам совместного ведения РФ и Мурманской области.

Устав, принятый и действующий на основе Конституции РФ, включает 9 разделов, 17 глав и 98 статей. Им определяется статус Мурманской области как субъекта РФ, ее административно территориальное устройство с перечислением административно территориальных единиц края и центра области — г. Мурманска, подчеркивается, что административная граница области может быть изменена только по взаимному согласию Мурманской области и граничащих с ней субъектов РФ с учетом мнения населения области, устанавливаются основы организации государственной власти в Мурманской области, определяется, что высшим непосредственным выражением власти населения области являются областной референдум и свободные выборы. Устав содержит главы, устанавливающие сферы совместных полномочий федеративных и областных органов государственной власти, а также предметы ведения региональных структур.

Согласно Уставу в ведении Мурманской области находятся:

  • принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области, контроль за их исполнением;
  • административно территориальное устройство области;
  • установление системы органов государственной власти области, порядок их организации, формирования и деятельности;
  • областные вопросы образования, воспитания, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, молодежной политики, социальной защиты, труда и занятости населения, предоставления государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения государственной собственностью области;
  • областной бюджет, областные налоги, сборы, иные платежи и штрафы;
  • регулирование отношений между областным и местными бюджетами;
  • программы экономического, экологического, социального и культурного развития области;
  • координация и развитие промышленности, строительства, в т. ч. жилищного, жилищно коммунального хозяйства, ветеринарии, рыбного и сельского хозяйства, областных систем транспорта и связи;
  • учреждение областных предприятий, управление ими;
  • государственное регулирование цен и тарифов в соответствии с основами ценовой политики;
  • представительство в федеральных органах государственной власти, установление и регулирование отношений с субъектами РФ, международные связи;
  • организация государственной гражданской службы области, муниципальная служба;
  • награды и премии области.

В Уставе определены полномочия законодательной и исполнительной власти Мурманской области (см. ниже разделы "Законодательная власть", "Исполнительная власть").

Уставом определены правовые и экономические основы функционирования, механизмы создания и деятельности органов местного самоуправления.

Устав устанавливает правовую основу экономической деятельности органов государственной власти, указывает собственность Мурманской области, принципы экономической политики, финансовые источники деятельности властных структур (бюджет, налоги, сборы и платежи).

Уставом определяются основные цели социальной политики, содержанием которых является реализация региональных программ по воспитанию, образованию, культуре, науке, охране труда и здоровья населения и охране окружающей среды.

Устав расширяет и дополняет отдельные конституционные нормы. Так, согласно статье 19 должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а статья 21 подчеркивает, что "органы государственной власти Мурманской области содействуют коренному народу Кольского Севера — саамам — в реализации их прав на сохранение и развитие родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев".

В Уставе устанавливается право нашего края иметь собственную символику, определен День области — 28 мая.

Изменения и дополнения в Устав Мурманской области вносятся Законом Мурманской области, принимаемым Мурманской областной думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы.

Устав является законом прямого действия, поэтому все нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области должны соответствовать не только федеральным законам, но и Уставу Мурманской области.

Символика

В соответствии с Законом Мурманской области "О гербе и флаге Мурманской области" от 1 июля 2004 герб и флаг "являются официальными символами Мурманской области как субъекта РФ", оригиналы которых вместе с описанием "хранятся в Мурманском областном краеведческом музее, в месте, доступном для ознакомления всем заинтересованным лицам".

Герб Мурманской области Герб Мурманской области представляет собой геральдический щит традиционной формы в червленом (красном) поле, на котором под лазоревой (синей, голубой) главой с северным сиянием в виде золотых расходящихся вверх от тройной дуги лучей расположен золотой морской якорь (без острия) поверх сложенных накрест кирки и меча рукоятью вверх.

Изображение герба помещается на фасадах зданий и в залах заседаний Мурманской областной думы, правительства Мурманской области и представительств Мурманской области, в залах заседаний мировых судей Мурманской области, представительных органов местного самоуправления, в рабочих кабинетах губернатора, председателя Мурманской областной думы, председателя Контрольно-счетной палаты, председателя Избирательной комиссии Мурманской области, глав муниципальных образований, на наградах Мурманской области и удостоверениях к ним, почетных грамотах губернатора и Мурманской областной думы, на вывесках, штампах и бланках государственных органов Мурманской области, на бланках законов Мурманской области, постановлений и распоряжений губернатора и правительства Мурманской области, постановлений Мурманской областной думы, постановлений Избирательной комиссии Мурманской области, в официальных печатных изданиях государственных органов Мурманской области и др.

Законом установлены правила размещения герба и использования его изображения.

Флаг Мурманской области Флаг Мурманской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух неравных горизонтальных полос: верхней — синего и нижней — красного цвета. В центре верхнего поля — изображение северного сияния желтого цвета.

Флаг должен быть постоянно поднят на зданиях и в залах заседаний Мурманской областной думы, правительства Мурманской области и представительств Мурманской области, органов местного самоуправления, в залах заседаний мировых судей, в рабочих кабинетах губернатора, председателя Мурманской областной думы, председателя Контрольно-счетной палаты, председателя Избирательной комиссии Мурманской области, глав муниципальных образований.

Изображение флага помещается на нагрудных знаках депутатов Мурманской областной думы и представителей органов местного самоуправления.

В дни государственных праздников РФ и праздников Мурманской области, а также в ряде других случаев по указанию губернатора осуществляется одновременный подъем флага Мурманской области и государственного флага РФ на зданиях предприятий, учреждений, организаций, а также на жилых домах.

Законом установлены правила размещения флага и использования его изображения в других случаях.

Гимн Мурманской области находится в стадии разработки.

Законодательная власть

Законодательную власть в соответствии с Уставом Мурманской области осуществляет Мурманская областная дума — высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Мурманской области.

Мурманская областная дума является постоянно действующим однопалатным органом. Полномочия Мурманской областной думы осуществляются непосредственно депутатами, избираемыми гражданами РФ, проживающими на территории Мурманской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Для реализации своих полномочий и организации деятельности Мурманская областная дума избирает председателя и трех его заместителей (один из них является 1-м заместителем), формирует комитеты, избирает из составов комитетов их председателей.

В Мурманской областной думе создаются депутатские объединения (фракции), в которые входят депутаты, избранные в составе списка кандидатов, а также могут входить депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, не входящие в депутатские объединения (фракции), могут объединяться в постоянные депутатские группы.

Мурманская областная дума принимает Устав Мурманской области, изменения и дополнения к нему, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Мурманской области и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий Мурманской области, осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области. (см. Мурманская областная дума)

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляют губернатор Мурманской области — высшее должностное лицо области, правительство Мурманской области — высший исполнительный орган государственной власти области и иные органы исполнительной власти Мурманской области, образуемые в соответствии с Уставом Мурманской области.

В 1996 — 2006 губернатор Мурманской области избирался гражданами РФ, проживающими на территории Мурманской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В декабре 1996 главой администрации Мурманской области был избран Евдокимов Ю.А. С декабря 1997 в связи с принятием Устава Мурманской области он — губернатор Мурманской области. В марте 2000 и 2004 был переизбран.

С 2006 полномочиями губернатора Мурманской области на 5 летний срок наделяет Мурманская областная дума по представлению Президента Российской Федерации. 14 февраля 2007 Мурманская областная дума по представлению Президента Российской Федерации Путина В.В. наделила Евдокимова Ю.А. полномочиями губернатора. В 2009 Президент Российской Федерации освободил Евдокимова Ю.А. от обязанностей Губернатора и назначил на эту должность Дмитриенко Д.В., который в 2012 был также был освобожден от должности досрочно. В апреле 2012 губернатором стала Ковтун М.В.

Поскольку в соответствии с федеральным законом от 2 мая 2012 № 40-ФЗ губернатор вновь стал избираться населением области, 5 мая 2014 года Указом Президента Российской Федерации Ковтун М.В. досрочно прекратила полномочия Губернатора Мурманской области по собственному желанию и была назначена временно исполняющей обязанности Губернатора Мурманской области. По итогам выборов, состоявшихся 14 сентября 2014, она была избрана на должность Губернатора Мурманской области.

В Мурманской области установлена система органов исполнительной власти (администрация области). Структура исполнительных органов государственной власти Мурманской области утверждается губернатором. С 28 марта 2007 в нее входят правительство Мурманской области, формируемое и возглавляемое губернатором, департаменты финансов, экономического развития, промышленности и транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления, рыбной промышленности, имущественных отношений, включая комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию, физической культуре и спорту, труду и социальному развитию, здравоохранению, культуре и искусству, образованию, а также другие комитеты, управления, инспекции Мурманской области, обладающие правами юридического лица.ство Мурманской области, формируемое и возглавляемое губернатором, департаменты финансов, экономического развития, промышленности и транспорта, строительства и жилищно коммунального хозяйства, законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления, рыбной промышленности, имущественных отношений, включая комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию, физической культуре и спорту, труду и социальному развитию, здравоохранению, культуре и искусству, образованию, а также другие комитеты, управления, инспекции Мурманской области, обладающие правами юридического лица.

Административно-территориальное устройство

Территория современной Мурманской области вплоть до ее образования неоднократно меняла свою административную принадлежность и внутреннее устройство (см. Административно-территориальное устройство Кольского края).

Предшественницей Мурманской области стала созданная декретом ВЦИК 13 июня 1921 самостоятельная Мурманская губерния в составе 9-ти волостей (Александровская, Кольско-Лопарская, Кузоменьская, Ловозерская, Новозерская, Понойская, Териберская, Тетринская и Умбская) и 3-х поселений городского типа (Мурманск, Кола и Александровск).

После преобразования согласно Постановлению Президиума ВЦИК от 15 марта 1926 гг. Александровск и Кола в сельские поселения на полуострове насчитывалось 228 населенных пунктов, включая 11 сел, 23 погоста, 43 колонии, 24 становища, 19 маяков, а также множество деревень, выселков, станций, разъездов, пикетов, хуторов и отдельных изб.

По Постановлению ВЦИК от 1 августа 1927 Мурманская губерния преобразована в Мурманский округ Ленинградской области с включением в ее состав 6-ти районов: Александровского, Кольско-Лопарского, Ловозерского, Понойского, Териберского и Терского.

В 1935 был создан Кировский район, а в 1936 на базе Понойского района — Саамский (национальный) с центром в пос. Гремиха.

В 1938 после присоединения Кандалакшского района в области стало 422 населенных пункта.

В 1930-е построены новые города — Кировск (1931), Мончегорск (1937), Кандалакша (1938), Полярный (1939) и рабочие поселки — Кукисвумчорр (1929), Лесной (1930), Нивский (1933), Апатиты, Зашеек, Порт-Владимир (1935) Кильдинстрой (1937), Мурмаши, Сайда-Губа и Териберка (1938), Лесозаводский (1941).

28 мая 1938 Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Мурманского округа Ленинградской области и Кандалакшского района Карельской АССР была создана Мурманская область, состоящая из 8-ми районов (Ловозерский, Саамский, Терский, Кольский, Кировский, Полярный, Териберский, Кандалакшский), в которую включены 270 населенных пунктов, из них 4 города (Мурманск, Кандалакша, Кировск, Мончегорск), 47 сел и 12 поселков.

В декабре 1938 из состава Кировского района был выделен Мончегорский, а в 1939 Мурманск был поделен на 3 городских района — Ленинский, Кировский и Микояновский.

В 1940 в состав области вошли территории нынешних населенных пунктов Алакуртти и Куолоярви (затем были переданы Карельской АССР, с 1955 — в составе Кандалакшского района), в 1945 образован Печенгский район с центром в пос. Никель.

В декабре 1949 была выделена пригородная зона г. Мончегорска, в мае 1954 — г. Кировска, в 1951 построен г. Североморск, в 1957 — г. Оленегорск.

В 1940—1950-х были образованы новые рабочие поселки: Никель (1945), Печенга (1945), Ревда (1950), Зеленоборский (1952), Африканда (1955), Тюва-Губа (1957), Зареченск (1959), Росляково (1959), Шонгуй (1959).

На 1 января 1955 в состав Мурманской области входило 6 городов, 8 сельских и 3 городских района, 19 рабочих поселков, 41 сельсовет.

По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 на территории области осталось 4 района — Кольский, Ловозерский, Печенгский и Терский, рабочий пос. Заполярный был преобразован в город районного подчинения, выделена пригородная зона г. Кандалакши.

В 1965 образован пос. Серебрянский, населенный пункт Урица был переименован в Видяево, а рабочие поселки Кола и Ковдор стали городами районного подчинения. В 1966 рабочие поселки Апатиты и Молодежный были преобразованы в город областного подчинения Апатиты с созданием пригородной зоны, куда вошли г. Ковдор, пос. Зашеек и с. Ена; был создан пос. Верхнетуломский (1966).

В 1967 пос. Лесной получил название Умба, пос. ЛуостариКорзуново, в г. Мурманске образованы 2 района — Ленинский и Октябрьский, образован пос. Сафоново.

В 1973 в пригородной зоне г. Апатиты построен пос. Полярные Зори. В 1975 в г. Мурманске образован 3-й район — Первомайский, в 1978 в Кольском районе появился пос. Туманный, в 1979 — Молочный.

В 1979 был создан Ковдорский район, в 1983 г. городом областного подчинения стал Полярный, а в 1992 — Полярные Зори.

В соответствии с административно-территориальным устройством Мурманской области в состав Мурманской области входят:

-     12 городских округов:

г. Мурманск;

гг. Апатиты, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори с подведомственными территориями;

ЗАТО Александровск, Видяево, Заозерск, Островной, Североморск; Ковдорский район)

-     5 муниципальных районов:

Кандалакшский с городскими поселениями Зеленоборский и Кандалакша и сельскими поселениями Алакуртти и Зареченск;

Ловозерский с городским поселением Ревда и сельским – Ловозеро;

Печенгский с городскими поселениями Заполярный, Никель и Печенга и сельским Корзуново;

Терский с городским поселением Умба и сельским – Варзуга;

Кольский с городскими поселениями Верхнетуломский, Кильдинстрой, Кола, Молочный, Мурмаши и Туманный и сельскими – Междуречье, Пушной, Териберка, Тулома и Ура-Губа).

Местное самоуправление

Местное самоуправление Мурманской области организовано в соответствии с Конституцией РФ. Большинство муниципальных образований Мурманской области было создано в 1996—1998.

В 2001 в Мурманской области были установлены наименования, границы и состав территории 24-х муниципальных образований: города — Мурманск, Кола; города с подведомственными территориями — Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори; районы — Ковдорский, Кольский, Ловозерский, Печенгский, Терский; поселки — Мурмаши, Туманный, Молочный, Териберка; ЗАТОВидяево, Заозерск, Островной, Полярный, Североморск, Скалистый, Снежногорск.

В 2003 было создано 18 новых муниципальных образований, из них 9 городских (Никель, Заполярный, Печенга, Корзуново, Верхнетуломский, Кильдинстрой, Кандалакша, Зеленоборский, Умба) и 9 сельских (Междуречье, Пушной, Тулома, Ура-Губа, Ловозеро, Ревда, Зареченск, Алакуртти, Варзуга) поселений.

Таким образом, в 2007 на территории Мурманской области действовало 42 муниципальных образования: 14 городских округов, 5 муниципальных районов, 13 городских и 10 сельских поселений.

Особой формой местного самоуправления отличаются находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти ЗАТО, в которых расположены специфические объекты и предприятия, связанные с режимом государственной безопасности и охраной государственной тайны. Деятельность ЗАТО регулируется отдельным законом, с 2006 началась подготовка к их реорганизации.

В структуру органов местного самоуправления муниципальных образований входят представительный орган — Совет депутатов, глава муниципального образования (председатель Совета — в сельских, глава администрации — в городских поселениях), местная администрация (городская и сельская).

В 2005 установлены единство наименования органов местного самоуправления, численность первого созыва представительных органов власти, срок полномочий депутатов и главы (4 года), определен порядок избрания главы муниципального образования из состава Совета депутатов. В сельских поселениях глава муниципального образования является одновременно и председателем Совета депутатов, и главой администрации. В городских поселениях глава администрации назначается по результатам конкурса.

29 марта 2006 на учредительном съезде создана ассоциация "Совет муниципальных образований Мурманской области". Ее цели — обеспечение защиты прав муниципальных образований, координация деятельности муниципалитетов, организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований между собой и органами государственной власти по решению проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в области. В составе Совета — главы 41 муниципалитета области, руководство Совета — правление, председатель, ревизионная комиссия. С 7 июля 2007 Совет входит в состав Общероссийского объединения муниципальных образований.

Судебная система

Первоначально высший судебный орган на территории Мурманской области был создан как Совет народных судей 26 февраля 1922 по решению Мурманского губернского совещания судебных деятелей советской юстиции. Председателем суда был назначен Иван Евсеевич Хохлов.

Функции суда ограничивались рассмотрением кассационных или частных жалоб на приговоры, решения и действия народных судов.

В конце 1927 в связи с образованием Мурманского округа суд был реорганизован в Мурманский окружной суд Наркомюста РСФСР, а в июне 1938 (в результате образования Мурманской области) — в Мурманский областной суд.

Суд рассматривал уголовные дела о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.

В 1954 Мурманский областной суд в составе президиума из 5 человек стал осуществлять судебный надзор, получив исключительное право пересмотра вступивших в законную силу приговоров, решений и определений народных судов и судебных коллегий, действующих как суды второй инстанции.

Со дня своего образования Мурманский областной суд располагался в деревянном здании на ул. Воровского. В 1-й половине 1970-х он переехал на ул. Коммуны, 18, а в декабре 1991 — в здание бывшего РК КПСС на ул. Пушкинской, 3а.

За время своего существования Мурманский областной суд возглавляли 22 председателя, в числе которых Коротяев Г. И. (1953—1963), Данилов О. М. (1977—1986), заслуженные юристы России Куцаев М.И. (1963—1977), Канторов В. Ф. (1986—1989), Мирошникова Л. С. (1989—1994) Кордонец В. И. (1994—2007), Пивцаев И.М. (с 2007).

В настоящее время на территории Мурманской области отправляют правосудие федеральные суды и мировые судьи, составляющие судебную систему Мурманской области.

К федеральным судам относятся: Мурманский областной суд, районные суды, военные суды, составляющие систему судов общей юрисдикции, Арбитражный суд Мурманской области, входящий в систему федеральных арбитражных судов.

К судам Мурманской области относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Мурманский областной суд — это высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции нашего региона. К компетенции суда относится рассмотрение наиболее сложной категории дел по первой инстанции, жалоб в кассационном и надзорном порядке. Мурманский областной суд действует в составе президиума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам. Судебная коллегия по гражданским делам, состоящая из 13 судей, только за период 2002 – 2006 рассмотрела около 26 тыс. дел; судебная коллегия по уголовным делам, состоящая из 14 судей, — более 15 тыс. С 2003 в Мурманской области началась работа судов присяжных: за 2003-2006 ими рассмотрено 11 уголовных дел.

В штат суда входят председатель, 2 его заместителя и 28 судей (2007).

Мурманский областной суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории области.

Районные суды Мурманской области в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой (за исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, Мурманского областного суда и Верховного суда РФ) и второй инстанций и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районные суды являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района Мурманской области.

Мировые судьи Мурманской области в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Военные суды Мурманской области создаются по территориальному принципу (по месту дислокации войск и флотов) и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды Мурманской области в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве судов первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд Мурманской области в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд Мурманской области рассматривает в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Арбитражный суд Мурманской области рассматривает в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд Мурманской области рассматривает в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Мурманской области
Утвердить Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета об образовании Мурманской области с центром в г. Мурманске в составе районов: Кировского, Кольского, Ловозерского, Полярного, Саамского, Териберского, Терского и города Мурманска, выделяемых из Ленинградской области, и Кандалакшского района, выделяемого из Карельской АССР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин

Москва, Кремль. 28 мая 1938
AA