Саамский фольклор

Саамский фольклор, устное народное творчество саамов.

Представляет собой худож. коллективную творческую деят., отражающую саам. жизнь, воззрения, идеалы. Представлено поэтическо-прозаическими произведениями (мифы, легенды, сказки, предания), нар. музыкой (песни саам.), исполнением произведений во время танца.

Мифы (ловты) к концу XIX в., когда началась фиксация С. ф., уже практически не встречались, сохранившись отд. рифмованными строками в сказках. Поэтому представления о них сформированы на основе реконструкций. Считается, что саам. мифология близка фин.-карельской и испытала опред. влияние скандинавской. В саам. мифах вполне отчетливы следы тотемизма, выражающиеся в почитании оленя, лося, медведя, ворона, лебедя, первопредка саамов – чел.-оленя Мяндаша, давшего им лук и научившего искусству охоты. Наиболее архаичны мифы о борьбе стихий, вызванной неудачным сватовством солнца Пейве (пожелавшего выдать сына за дочь луны), и о прекращении этого противостояния полуночным стариком (в облике моржа), спустившим на землю ночь; сотворении мира из яиц, кот. утка отложила на травинку среди вод первичного океана (травинка проросла в землю, а из яиц возникли растения, рыбы и птицы, мужчина и женщина). В значительной ст. антропоморфно и верховное божество терских саамов – покровитель шаманов и создатель оленьих стад Каврай, в функции кот. входило обеспечение миропорядка и соблюдение ритуала жертвоприношений. Мифы, повидимому, пелись во время ритуалов со строгим соблюдением текста и мелодии.

Мифологические представления отразились в волшебных сказках (майнс), потерявших религиозное значение. Их героями являются солнце Пейве, его мать, жена и дети, луна, месяц, вождь сев. сияния Найнас, гром Айеке (Арома-Телле, Тьермес), золоторогий олень Мяндаш (Мяндышпырре, Мяндыш-парнь) и др.

Персонажами низшей мифологии выступают действующие лица быличек и бывальщин – духи-карлики (Тшаккала-гак, Чахкли), живущие в горах, дух леса Мец-хозик, дух утопленников Тшаджеравчак, житель страны мертвых Сталло (Сталло-Стал, Тало), дух-слуга Смиераккатту (кот. можно создать самому при помощи черта), шаманы и их духи-покровители.

Реальные события истории саамов (столкновения с норманнами, шведами, рус., поход Александра Невского на С., крещение саамов, разрушение Троицкого Печенгского мон. и др.) отразились в легендах и преданиях – рассказах о нашествиях иноплеменников и борьбе с ними, воен. походах, подвигах богатырей и нар. героев (Лаурикадж, Ляйне, Няль и др.). Во мн. легендах вражеские силы обобщенно именуется шведами (шишами) или чудью, кот. помогают одолеть шаманы. Ч. преданий связана с происхождением разл. геогр. объектов (гор, оз., рр.), а также – сейдов.

К несказочным произведениям относятся муштоллы (что на ум пришло), иногда исполнявшиеся в форме песен, – повествования о событиях дня, встречах с выдающимися людьми, ярких воспоминаниях.

Собирание и исследование С. ф. ведется с конца XIX в. Значит. роль в этой деят. сыграли К. Щеколдин, А. Ященко, В. Ю. Визе, Д. Н. Островский, В. И. Немирович-Данченко, М. М. Пришвин, Н. В. Пинегин, Н. Н. Харузина, В. В. Чарнолуский, Г. М. Керт, В. В Сенкевич-Гудкова, Е. Я. Пация, И. К. Травина и др. Среди носителей традиц. фольклора известны сказительницы Е. А. Горбунцова, М. А. Матрехина, В. Д. Захарова, исполнительницы нар. песен А. И. Герасимова и П. И. Конькова.

В редакции от 23 января 2016
AA