Саамские песни

Саамские песни, йойги (jouigat), лыввьт, произведения саамского музыкального фольклора.

Создавались, как правило, в обстоятельствах длительного одиночества и недостатка общения, характерных для саам. образа жизни, представляя собой своеобразную муз. аранжировку окружающего, думу вслух, разговор с самим собой.

По мнению Н. Н. Харузина, лопарь «любит петь и поет. Напев… представляет постоянное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня… напоминает переливание воды в ручье». Ведущей в С. п. выступает тема труда: песни кочевья, пастухов-оленеводов, рыбаков, дорожные песни, обозные, исполняющиеся во время домашней работы. В пастушьих песнях рассказывается об отношении к быкам, выпасе оленей, хоз. быте, воспевается тундра и стремительный бег оленей; в рыбацких – ловля неводом семги, картины рыболовного промысла в Баренц. м.

Заметны бытовые обрядовые, любовные песни, в кот. передаются душевные переживания: в свадебных – мотивы похвалы радостной жизнь невесты в девичестве одновременно с тревогой по поводу ее изменения с переходом в семью мужа. Глубокой душевной печалью наполнены ловты – причитания по усопшему. Шуточные песни часто имеют сатирический оттенок («Кума, кума», «Маленький Егор»). Особую группу составляли эпические саам. ловты (песни-мифы, песни-заклинания).

В жанровом отношении С. п. представляют импровизацию: состоят из небольш. числа коротких фраз и больш. кол-ва ничего не значащих междометий. В песенных текстах преобладают глаголы, существительных мало. Часты звукоподражания крикам птиц, хорканью оленей. При незначит. функциональности текста организующим является ритмическое нач.

Самобытность манеры саам. пения заключается 1) в вибрации голосом при пении кажд. ноты, 2) в смене грудных звуков горловыми, 3) повторении слов и слогов, 4) доминировании сольного пения.

Существует 5 видов муз. тем С. п.: 1) узкоинтервальный речитатив, передающий бег оленей; 2) широкоинтервальный речитатив, рисующий тундру; 3) противопоставление речитативной и распевной декламации текстов (бег оленей и олени-быки, гористая земля и стадо; ловля рыбы и острова и т. д.); 4) широкораспевная декламация текста, раскрывающая гамму чувств; 5) обусловленность музыки четкой ритмизацией слов.

С. п. о тундре основываются на обязательной интонационной формуле – нисхождении мелодии на малую секунду и больш. терцию вниз (это характерно для музыки Э. Грига, что, по мнению исслед-лей, объяснимо влиянием саам. песенной культуры на норв., на кот. основана музыка композитора).

Перв. обратил внимание на существование С. п. В. И. Немирович-Данченко. Позднее сбором саам. песенного фольклора в контексте этнографии и фольклористики занимались В. Ю. Визе, В. В. Сенкевич-Гудкова, И. К. Травина, М. И. Чулаки, Н. П. Большакова и др. В 1987 вышло собрание И. К. Травиной «Саамские народные песни». Первая пластинка саам. песен вышла в 1984.

Исполнение С. п. различно у мужчин и женщин; пение в помещении отличается от пения на ул., существуют и иные ситуационно-исполнительские манеры. Для традиции муж. пения, а также для совр. жен. пения характерна более стабильная звуковысотная шкала. Совр. жен. исполнение заметно отличается от пения старых исполнительниц большей виртуозностью, тембровой красочностью, сильной назализацией (гнусавостью), элементами горлового и фальцетного звукоизвлечения и др.

Сегодня С. п. исполняются саам. фольклорными коллективами «Луявьр», «Ойяр» «Ойрэнч» и др. В 2001 исполнительница С. п. А. М. Агеева на ежегодном саам. «Гран-при» в норв. г. Каутокейно в номинации «Традиционное пение» получила высш. награду. В 2002 Э. Галкина заняла I место. (См. также Саам. муз. культура)

Лит.: Большакова Н. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мур-манск, 2005; Кольский Север: энцикл. очерки. Мурманск, 2012; Немирович-Данченко В. И. Страна холода. СПб.; М., 1877; Харузин Н. Н. Русские лопари. М., 1890.

В редакции от 23 января 2016
AA