Саамская музыкальная культура, вид саамского искусства.
Относится к евразийской ветви культуры арктич. типа народов Фенноскандии и Кольск. п-ова. Имеет параллели в музыке мн. сев. народов (коми, вепсов, карелов, поморов и др.). В свою очередь, саам. основа прослеживается в муз. традициях карелов и прионежских вепсов. В соответствии с регионами проживания выделяются муз. традиции вост., зап., сев. и юж. саамов.
С. м. к. принадлежит к типу певческих; инструментальные и хореографические компоненты в ней играют второстепенную роль. Спецификой является индивидуальное импровизационное исполнительство, основу к-рого составляют ритмические, тембровые, звуковысотные семантич. инварианты. С их помощью происходит муз. обозначение конкретного чел., ситуации, животного, пейзажа и т. д. Осн. формой музицирования являются традиц. саам. песни.
Наиб. известным муз. инструментом саамов является шаманский бубен (кабдас, габдас). Первоначально был похож на неглубокий барабан, представляя собой выдолбленный спил ствола дерева, из кот. удаляли сердцевину, проделывали выпилы для пальцев и затягивали открытый конец оленьей или лосиной кожей. Затем появились бубны на каркасе из цельнодеревянного обода. Позднее стали делать более легкую сборную конструкцию на обечайке – каркасе из деревянных полос. Бубны имели в осн. овальную вытянутую или яйцевидную форму. Натягивали и крепили кожу на них с помощью сухожилий. Лицевая сторона украшалась символическими изображениями богов и духов; обратная – украшалась резными фигурками духов-помощников, и на кожаных ремешках к ней крепились разл. предметы, кости, клыки и зубы. Били в бубен колотушкой из оленьей кости, рога или заячьей лапкой. Помимо шаманских бубнов были семейные.
Известны также колокольчики (келл), подвешиваемые на шею оленей-вожаков; аэрофоны – свистковые флейты, ивовые свистки – паюпилли, манки на рябчика – пююпилли, свистульки. В ХХ в. распространилось исполнительство на губной гармонике, гармонике, мандолине, скрипке и др. инструментах.
Танец саамы, вероятно, заимствовали у рус. и сканд. народов, но адаптировали в соответствии с собств. представлениями. Известны танцы-игры, в кот. 2 ряда танцующих – мужчины и женщины – под песню поочередно наступают и отступают; танцы, напоминающие игру в ручеек; танцы, изображающие оленью упряжку, в кот. танцоры движутся за «оленем-вожаком»; танцы, являющиеся версиями кадрилей, и др.
Лит.: Большакова Н. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск, 2005; Травина И. К. Саамские народные песни. М., 1987.