Редько Климент Николаевич

Редько Климент Николаевич 15(27).10.1897, г. Холм Люблинской губ. – 18.02.1956, г. Москва), художник.

Учился в иконописной шк. Киево-Печерской лавры (1910–1914), шк.-мастерской Ф. И. Рерберга (г. М., 1913), Пг. шк. Общ-ва поощрения художеств (1914–1918), Киевской Акад. художеств (1918–1919), в студии Александры Экстер (1919–1920), Высш. худож.-техн. мастерских у В. Кандинского (1920–1922).

В 1920-х – путешествующий художник (Крым, Кавказ, Рус. Север, Заполярье); в 1927–1935 – художник сов. торг. представительства в Париже; в 1938–1939 – Всесоюзн. с.-х. выставки; в 1940-х – ТАСС; в 1950–1955 – рук. изостудии при С.-х. акад. им. К. А. Тимирязева.

Художник-авангардист, формировался под влиянием идей конструктивизма и футуризма, К. Малевича. Один из основателей группы «проекционистов» (1922). Авт. учения «электроорганизма» («свеченизма»), как соединения науки и искусства. Авт. мн. персональных выставок (М., 1925, Париж, 1930-е). В 1925 побывал на побережье Бел. м., прошел вдоль Мурман. берега на воен. корабле. Результатом стали картины «На земле мурманской» (1925), «Полуночное солнце (Сев. сияние)» (1925). Сев. поездка способствовала развитию идей Р., полагавшего, что землянам, по аналогии с магнитными полюсами Земли, присуще «полюсное мышление». Эта идея нашла отражение в построенной по аналогии с устройством компаса композиции картины «Восстание» (1924–1925), крупнейшей работы Р., находящейся в постоянной экспозиции Гос. Третьяковской галереи. Чл. Союза художников, исключен в 1948 как «поддавшийся влиянию зап. культуры».

Соч.: Дневники. Воспоминания. Статьи. М., 1974; Парижский дневник. М., 1992.

Лит.: Климент Николаевич Редько, 1897– 1956: живопись, графика: кат. выст. Л., 1990.

В редакции от 06 сентября 2015
AA