Революционер

«Революционер», пароход-лесовоз.

Построен по заказу СССР в 1934–1936 фирмой «Furness Shipbuilding Co Ltd», (Хавертон Хилл, Великобритания). Техн. характеристики: водоизмещение – 3293/4160 т, грузоподъемность – 2900 т; дл. – 103 м, шир. – 14,7 м, осадка – 7 м; мощность – 1750 л. с.; скорость – до 11 узлов. В 1941–1945 вооружение: 75-мм пушка, четыре 20-мм автомата «Эрликон», два спаренных 12,7-мм пулемета.

В 1936–1942, 1945–1947 – в составе Сев. мор. пароходства; в мае 1942 – июле 1943, дек. 1944 – мае 1945 – в составе СФ в качестве транспорта; с 1947 – в составе Арханг. (с 1953 – Мурман.) мор. арктич. пароходства; в 1943–1944, с 1964 – в составе Дальневост. мор. пароходства; в 1969 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Мин-ва мор. флота.

В годы Вел. Отеч. войны осуществлял воинские и народнохоз. перевозки в зап. и вост. секторах Арктики, экспортно-импортные перевозки в составе сев. конвоев QP-3, PQ-9, QP-8, PQ-16, RA-51. 27 авг. 1942 при стоянке на рейде о. Диксон участвовал в перестрелке с герм. рейдером «Адм. Шеер», получив повреждения от его огня, остался на плаву и после восстановительного ремонта вернулся в строй. В дек. 1942 и нач. 1943 через Атлантический и Тихий океаны перешел во Владивосток, откуда совершил 3 рейса в США; в 1944 по СМП совершил переход в Архангельск.

Кап. – Ф. Д. Панфилов (1940–1944).

В редакции от 05 сентября 2015
AA