Почтовая служба на Кольском Севере

Почтовая служба на Кольском Севере, система передачи корреспонденции на Мурмане.

Возникла как ямская гоньба в конце XVI в., когда корреспонденция отправлялась с гонцами и посыльными стрельцами по мере надобности. Для проезда на ямских (почтовых) ст. им выделялись подводы (оленьи упряжки), лодки, проводники. Осн. путь шел по линии Масельга–Екостров–Кандалакша–Кереть–Каргополь–Вологда–Ярославль–Москва.

Увеличение потребности в почтовом сообщении и необходимость получить нов. пути безопасной доставки почты за границу («для скорейших и нужнейших обсылок с королевским величеством Дацким») в условиях Сев. войны со Швецией привели к учреждению Петром I в Поморье и Лапландии П. с.: «поставить… почту от города Архангельского… до Кольского острога и до дацкого рубежа» (Указ от 1 окт. 1703).

Перв. «почтарями» в г. Коле стали 9 стрельцов, в Кандалакше – 2 крестьянина. Для орг. П. с. на Кольск. п-ов был отправлен кап. Н. Басаргин с командой, кот. устроила 64 стана (почтовых ст.) на пути в 1124 версты. П. с. действовала по принципу эстафеты, передавая почту от стана к стану. Ч. почтовых ст. обслуживалась оленьими упряжками. По крайней мере в перв. гг. существования П. с. добилась регулярной еженед. отправки корреспонденции. Наряду с дипломатической перепиской доставлялись письма торг. людей.

Зимой почта шла до Архангельска 14–18 суток. В распутицу движ. по «почтовому тракту» могло прерываться на 3–4 недели.

В 1775 в г. Кола было открыто почтовое правление. В 1842 почтовая контора состояла из 4 служащих – почтмейстера и 3 почтальонов. В 1858 почтовая контора и почтовый тракт были закрыты, но в 1870 открыты вновь с 6 промежуточными ст.

Заметные изменения в работу П. с. внесло открытие «Товарищества Беломорско-Мурман. срочного пароходства», позволившее начать доставку почты по м., сделав ее более регулярной в период навигации.

В нач. XX в. в Александровском у. действовало 6 почтовых отд.: в Печенге, Вайда-Губе, Александровске, Гаврилове, Ковде и Кузомени. Движ. почты внутри у. четко регламентировалось. Так, зимой из Колы оленья упряжка с почтой отправлялась в Териберку во вторник, а из Гаврилова в среду через Голицыно двигалась в Териберку. Здесь обе подводы встречались и обменивались пакетами, затем возвращались обратно.

Нов. ср-вом орг. П. с. с нач. XX в. становится телеграфно-телефонная связь.

Лит.: Вигилев А. Н. История отечественной почты. – М., 1990; Ушаков И. Ф. Избранные произведения. – Мурманск, 1998 Кольская старина. – Мурманск, 1986.

В редакции от 15 июля 2015
AA