Поморы, историко-этническая группа рус. (субэтнос).
Сформировалась из выходцев сев. и центр.-рус. обл., частично ассимилировавших некот. группы коренного нас. (финно-угры, саами, ненцы). Проживают по берегам преимущественно Бел. м.
В источниках П. упоминаются вперв. под 1526 как жители «помор. волостей», «Поморья» – широкого геогр. ареала, включавшего терр. совр. Арханг., Вологодской, Мурман. обл. и Респ. Карелия и Коми. Со временем термин закрепляется лишь за рус. нас., живущим на Беломор. побережье и занимающимся промысл.-торг. деят., причем воспринимается им и в кач-ве самоназвания.
Оформились как особая группа в XVIII– XIX вв. В то же время в силу значительности заселяемой терр. и длительности процесса заселения общепомор. единства не сложилось: термин никогда не осознавался общегрупповым самоназв., а все Поморье – «своей» землей. Исследователями обычно выделяется неск. локальных групп: П. Терского берега, Кандалакшского берега, Карельского, Помор., Онежского, Летнего, Зимнего берегов. К жизненной сфере Поморья относились также арктич. о-ва: беломор. – Соловецкие, Кузова, Жижгин, Сосновец, Моржовец и океанические – Шпицберген, Нов. Земля, Кильдин, Колгуев, Вайгач.
Гл. занятиями П. были рыбн. и звериные промыслы, дополнявшиеся судостроением и торг. мореплаванием, под влиянием чего сложился своеобразный неземледельческий хоз. быт (огородничество и животноводство, бытовавшее у П. имело подсобный характер).
У П. сложилась особая духовная культура, впитавшая традиции северорус. культуры, сформировался яз. с сильными диалектными особенностями, прежде всего в обл. промысл.-мор. лексики и рус.-финно-угор., рус.-норв. жаргонов.
Формирование П. проходило под значит. влиянием коренных сев. народов. В антропологич. формировании П. (посредством брачных связей) участвовали карелы (их влияние отразилось также в бытовой и обрядовой культуре П.), в хоз.бытовом – саамы (оленеводство, рыболовство, звериные промыслы, конструкции временного жилища – вежи и т. д.).
В промысл. деят. П. широко применяли мор. рыболовные орудия и снасти: поезд, перемет, ярус, рюжу, забор и др. Несмотря на появление с сер. XIX в. иностр. судов – ёл, шхун и т. п. – П. еще долго использовали традиционное мор. судно – карбас, а на прибрежном лове – долбленые лодки древнего типа с нашивными бортами – осиновки, ледянки и др. помор. суда.
Значит. роль в жизни П. играла сельско-посадская община, осн. функции кот. соответствовали общерус.; ее распорядит. и исполнит. органом являлся сельский сход, мир, решавший также и вопросы неписаного «обычного» права. Помор. спецификой была нерегулярность мирских собраний, а также больш. гибкость решений, связанных с очередностью и непредсказуемостью промысл. сезонов. Сугубо помор. явление обществ. жизни – более или менее постоянное функционирование «муж. общины» – производств. объед-й на дальних промыслах, формы и самоупр. кот. восходили к артельным традициям океанско-мор. промыслов XVII–XIX вв. Отношения и формы орг. в них строились на артельных началах, кот. имели свою иерархическую структуру, кодекс поведенческих норм, професс.-возрастное разделение труда и бытовых обязанностей, условный «яз.».
Выделяют 4 осн. типа артелей: семейные, объединявшие всех взрослых чл. больш. или малой семьи, складнические из родственников или соседей с долевым участием; уженщиков с полузависимым характером и покрученников (см. Покрут).
Образ жизни способствовал развитию грамотности среди П. По переписи 1920 коэффициент грамотности на Кандалакшском берегу, напр., составлял 40 % для муж. и 21 % для жен. нас., что сопоставимо с уровнем грамотности гор. нас. России.
Преобладающей формой помор. семьи была больш. семья (до 30 и более чел.), включавшая семьи родных братьев, живших с родителями и их холостыми детьми. Хоз. деят. и быт регламентировались патриархальными обществ.-семейными нормами. Гл. семьи являлся старшой – отец или ст. из женатых братьев; жен. делами руководила старшая – мать или ст. невестка. Особенностью помор. семьи являлась относительно высокая (по сравнению с общерус.) верхняя граница брачного возраста, достигавшая в некот. случаях 25–30 лет для обоих полов. Это объясняется как более поздним физич. созреванием молодежи в сев. зоне, так и хоз.-бытовой спецификой: больш. семья не стремилась расставаться с рабоч. руками. Брачные связи ограничивались, как правило, пределами села, волости, берега.
Помор. календарь отличался насыщенностью событиями промысл. значения наряду с православно-церк. датами. В этом календаре выделяются осенне-зимний и весенне-летний сезоны, соединявшие больш. христианские праздники с рыбозвериные путинами.
Обрядность также имела промысл. специфику, корни кот. имеют славянское (древнерус.) и неславянское, местное и переселенческое происхождение. В основе помор. обрядов лежали поверья, приметы и приемы др. охотников и рыбаков: заговоры «на удачу» и против врагов, использование разл. оберегов, табу (напр., на половую близость с женой перед промыслом), обращение к природным покровителям водн. стихий («договоры» с ними, жертвоприношения), окуривание снастей и орудий лова, способы снятия порчи, сокрытие добычи и т. д.
Характерная черта помор. религиозного менталитета – сочетание религиозного свободомыслия с крайним суеверием. Из сверхъестеств. существ наиб. популярными были водяник и леший (лешак, моховой); лембуй, некрещеный (черт). К древнему пласту верований относятся представления о сверхъестеств. существах, населяющих жилище и дворово-усадебные постройки (домовой, дворовый и др.).
Для помор. жилища характерен одноярусный, на невыс. подклети крытый дом-двор с хоз. помещениями. Хоз. постройками часто были коптильни, сушильни для сетей и рыбы, ледники, ямы для хранения продуктов, помещения для лодок. Наиб. архаичны промысл. избы и бани – обычно 2-камерной постройки (сени с избой) с печью в правом или левом углу устьем к боковой от двери стене. Амбары и бани, как правило, ставились вне усадьбы, на берегу р.
Традиционные комплекты одежды П., будничной и праздничной (обрядовой), состояли из стана (рубахи) с сарафаном для женщин и из рубахи с портами (подштанниками) для мужчин. Женский комплект разнообразили головные уборы – кокошники, повойники. В муж. промысл. комплектах было много заимствований у аборигенов, например, куколь.
Основу питания составляла рыба, гл. обр. мор. Обычный будничный рацион во 2-й пол. XIX в. – треска в разных видах (свежая, мороженая, вяленая, соленая), в отд. сезоны – сельдь; праздничный – палтус, зубатка, семга.
Ч. П. объединены в регион. обществ. орг. «П. Терского р-на Мурман. обл.».
Исследование этнографии, истории, культуры и быта П. началось в XVIII в. в рамках общ. изучения Европ. С. России (и Кольск. края, в частности). Значит. вклад в изучение П. внесли Т. А. Бернштам, Л. Л. Брейтфус, К. П. Гемп, Н. Я. Данилевский, А. Я. и П. С. Ефименко, Б. И. Кошечкин, М. В. Ломоносов, С. В. Максимов, А. В. Марков, В. И. Немирович-Данченко, Н. Я. Озерецковский, С. Ф. Платонов, А. П. Пошман, М. Ф. Рейнеке, И. Ф. Ушаков, И. П. Шаскольский и мн. др.
(См. также Помор. нар. промыслы. Помор. фольклор. Песни помор. Орнаментальная ходьба).
Лит.: Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства. – Л., 1978; Ее же. Русская народная культура Поморья в XIX – в начале XX в.: этногр. очерки. – Л., 1983; Меркурьев И. С. Живая речь кольских поморов. – Мурманск, 1979; Народы России. Энциклопедия. – М., 1994; Поморы на Кольском Север: история, культура, этнография. – Мурманск, 2007; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. Историко-краеведческий словарь – Мурманск, 2001.