Песни поморские, произведения помор. муз. фольклора.
Включали все осн. виды – эпические, духовные, истор., песенно-повествоват., свадебные, молодежные праздничные, классические крестьянские, поздние гор., «жестокие» романсы, шуточные. На Терском и Кандалакшском берегах традиции П. п. сохранились наиболее ярко.
Носителями традиции являлись певцы-сказители, кот. именно пели, а не пересказывали былины, баллады или духовные стихи. В муз.композиционном плане для кольск. поморов характерны однострочные напевы, когда напев по протяженности равен одной поэтической строке былинного текста (мелострока).
Муз.-песенная традиция функционировала в календарно-обрядовых формах, тесно связанных с сев. климатическими условиями и сезонной периодичностью мор. промыслов, для кот. была характерна, с одной стороны, активизация гуляний с насыщенной промысл. обрядностью (просить на поветерь, молить ветер и т. п.), а с др., – семейная обрядность (крестины, свадьба, похороны-поминки).
Почти все П. п., кроме досюльных, долгих и качульных, сопровождались по-разному организованным движ.: орнаментальной ходьбой, плясовыми песнями (многофигурная кадрель), плясками под припевки и частушки.
Наиболее ярко традиции П. п. проявлялись в весенне-летних хороводах (гульба, игрище, «поле») и свадьбах.
В соответствии с описанием (вперв. сделанном в 1901 в Кандалакше) «поле» представляло из себя сложное многочасовое церемониальное действо, состоящее из 9 хороводных игр-шествий празднично одетых девушек с песнями («Большой круг», «Заплетися, плетень», «Уж мы росу сеяли», «Кругом города царева», «По настечку ходили», «Вышли две девицы», «Я качу, качу по блюдечку» и др.).
В муз.-поэтической системе свадьбы выраженная в прощальных песнях и причитаниях невесты символическая смерть девичьей души довенчальной стадии постепенно сменялась сильным эротически-игровым песенным контрастом ее второй пол.
Если в свадебных П. п. заклинательный, обрядовый характер очень устойчив, то частушки и колыбельные исполняются не по канону, импровизационно. Здесь более заметны северные реалии (приметы зверобойного промысла, бытовые детали).
Изучение муз. помор. фольклора началось со 2-й пол. XIX в. С нач. XX началась фиксация на пластинках реального певческого исполнения П. п. Сегодня песенная помор. традиция сохраняется преимущественно в рамках фольклорных ансамблей: Варзугский помор. хор, Териберский поморский народный хор, Умбский фольклорный хор.
Лит.: Балашов Д. М., Красовская Ю. Е. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. – Л., 1969; Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX – нач. ХХ в. – Л., 1983; Русские народные песни. – М., 1966; Терские поморы. – СПб., 2007. Песни саамские (см. Саам. песни)