«Персей», название науч.-исслед. судов (НИС) ПИНРО.
1) «Персей» – перв. сов. НИС и перв. судно ПИНРО, флагман его науч. флота. Начало строиться как зверобойная шхуна в г. Онега в 1916 (затем – в г. Архангельске) промышленником Е. В. Могучим, но из-за рев. событий достроено не было. Национализированный в 1920 недостроенный корпус в 1922 Советом Труда и Обороны РСФСР был передан Плавучему мор. науч. ин-ту и достроен под рук-вом И. И. Месяцева в г. Архангельске в 1922–1923.
Техн. характеристики: двухмачтовая с подсобной парусностью шхуна с округлым прочным корпусом из мореных дубовых досок, усиленным дополнительным ледовым поясом из дуба; водоизмещение – 550 т, дл. – 41,5 м, шир. – 8 м, осадка – 3,2 м.; мощность паровой машины – 360 л. с., скорость – до 8 узлов; автономность – до 32 суток; экипаж – 24 чел.; 7 оснащенных науч. лаб., б-ка; 16 исследователей. Имел собств. флаг – синий вымпел с 7-звездным созвездием П. (впоследствии ставшим флагом ПИНРО).
Использовался в 1923–1941: перв. науч. рейс – в авг. 1923. До 1928 базировался в г. Арх-ске, лишь иногда заходя на Мурман (вперв. – в 1924), с 1929 – в г. Александровске. Совершил 90 рейсов (в т. ч. 9 – к Шпицбергену, 5 – к Земле ФранцаИосифа, 12 – к Нов. Земле), пройдя ок. 120 тыс. миль в Баренц., Бел., Гренландском, Карском, Норв. м. В эксп. участвовали ок. 1600 науч. сотр., аспирантов и студентов-практикантов, представлявших разл. науки: физику, химию, биологию, метеорологию, геологию, океанологию. Участвовал в поисках арктич. эксп. У. Нобиле. С июля 1941 – в составе СФ. 10 июля 1941 при перевозке воен. грузов атакован нем. самолетами в губе Эйна у п-ова Рыбачий. Незатонувший корпус был использован в качестве основания для причала, на кот. доставлялись воен. грузы из Мурманска. Имя было передано др. НИС ПИНРО «П.-II» (1949) и «П.-III» (1968). 21 июля 1979 в г. Онеге открыт памятник «П.».
Кап.: П. И. Бурков, И. Н. Замяткин, Н. М. Михеев, Б. П. Бильдяев, К. К. Рехенбарх, И. М. Приходьков.
2) «П.-II» – НИС, флагман науч. флота ПИНРО.
Построен в Германии в 1944 как минный тральщик. Переоборудован в 1949 в НИС в Финляндии. Техн. характеристики: водоизмещение – 1000 т, дл.– 63,6 м; шир.– 8,4 м; осадка – 4,3 м; выс. борта – 4,2 м. Максимальная скорость – 8 узлов. Р-н плавания ограничивался запасами угля. Имел 5 лаб.: ихтиологическую, геол., гидрологическую, гидрохим., физиологическую.
После переоборудования передан в ПИНРО, в состав науч. флота кот. входил в 1949–1957; в 1957–1967 – МТФ. Совершил 176 науч. рейсов. Работал в осн. в Баренц. м., проводя ихтиологические наблюдения, океанографические съемки, наблюдения по учету молоди донных рыб, планктонные съемки, геол. работы. Самый дальний рейс – междунар. эксп. в р-н Исландии для изучения перелива глубинных вод из Норв. м. в Атлантический океан через Фареро-Исландский порог (1960).
На «П.-II» отрабатывались новинки отеч. рыбохоз. науки и техники: вперв. в СССР с помощью эхолота были получены эхо-записи трески на глубинах 150–200 м (1952), осуществлен спуск обитаемого подводн. одноместного аппарата ГКС-В конструкции А. З. Каплановского (1953); вперв. в мировой практике проведены исследования из гидростата ГКС-В за работой донного промысл. трала (1954).
В рейсах «П.-II» участвовали Т. С. Бергер, А. А. Ганьков, О. Н. Киселев, К. Г. Константинов, Н. А. Маслов, В. П. Пономаренко и мн. др. сотр. ПИНРО.
3) «Персей III» – НИС, флагман науч. флота ПИНРО. Перв. крупнотоннажное судно ПИНРО.
Построен в г. Херсон в 1968 по проекту 399 БМРТ (больш. морозильного рыболовного траулера). Техн. характеристики: водоизмещение – 3870 т; дл.– 84,7 м, шир.– 14, м, осадка – 5,8 м, выс. борта – 10 м; максимальная скорость – 12,9 узла. Р-н плавания – неограниченный. Имел 14 лаб., различное типовое оборудование, а также уникальное – подводн. обитаемый одноместный аппарат – гидростат «Север-I» с глубиной погружения до 600 м. В 1991–1993 прошел ремонт и модернизацию, в ходе кот. были установлены эхолот ЕК-500 с акустической антенной с расщепленным лучом, комплекс подводн. видеосъемки работы трала, РЛС «Фуруно-2105», зонд-батометр Seabird, бортовой вычислительный центр и др.; в 2002– 2003 – нов. ремонт и модернизация с целью продления срока службы.
В составе науч. флота ПИНРО с 1968 по 1990. Совершил 50 науч. рейсов. Использовался в осн. для работы в Сев.-Зап. Атлантике (СЗА) для исслед-й донных и пелагических рыб. В 1974– 1978 с «П.-III» вперв. в СЗА (р-н Канады) был применен гидростат «Север-I» и фотоавтоматы для подводн. исслед-й поведения и распределения рыб, а также для изучения уловистости тралов. «П. III» – перв. сов. экспонат на междунар. выставке «Океанология-69» в г. Брайтон (Великобритания, 1969). В 1991–2007 – в собственности науч.-производств. предприятия «Вега», осуществлявшего исслед-я совместно с ПИНРО. Списан в 2007.
Кап.: Ф. И. Джемалетдинов, А. Д. Чехов, Г. К. Синатор и др.
Лит.: Обручев С. В. На «Персее» по полярным морям. – М., 1929; Васнецов В. А. Под звездным флагом «Персея». – Л., 1974.