Обь
«Обь», дизель-электроход усиленного ледового класса. Построена в 1954 на верфи «Де Шельде» (Флиссинген, Голландия). Техн. характеристики: водоизмещение 12,5 тыс. т; дл. – 130 м, шир. – 18,8 м, осадка – 8,2; мощность двигателей – 8,2 тыс. л. с., скорость – 14,7 узла. В 1955 переоборудована в экспедиционное судно на Рижском судоремонтном з-де. С 1954 – в составе ММП, флагманское судно комплексных антарктич. эксп; с 1976 – трансп. судно; в 1980 выведено из эксплуатации, на отстое у пос. Бугрино (о-в Колгуев), в 1990-х разделана на металл в Арх-ске. Ходила в 35 морях всех океанов, посетив более 100 портов зарубежных стран всех континентов, перевезя 390 тыс. т грузов, ок. 9 тыс. пассажиров, пройдя почти 912 тыс. миль. Совершила 19 антарктич. рейсов (1956–1975), стала перв. сов. судном, достигшим Антарктиды (5 янв. 1956). Дважды обошла вокруг Антарктиды с науч. целями (1958, 1968). В 1973 успешно выдержала 90-дневный дрейф в зимних условиях Антаркт. С борта «О.» сделано более 70 геогр. открытий. Экипаж участвовал в стр-ве прибрежных антарктич. ст.: Мирный, Лазаревская, Молодежная, Беллинсгаузена, Ленинградская. Именем «О.» в Антарктиде названы пролив, зал., банка и подводн. желоб. Капитаны: А. Ф. Пинежанинов, О. И. Воденко, С. И. Волков, А. О. Дубинин, Ю. К. Карлов, Э. И. Купри, И. А. Ман, Н. М. Свиридов. Лит.: Описание экспедиции на дизель-электроходе «Обь» 1955–1956 гг. М., 1958; Ткачев В. А. За кормой – 750 тысяч миль. Мурманск, 1978; Чесноков И. Н. От Арктики до Антарктики. Мурманск, 1979.
AA