Мурманстройка
«Мурманстройка», 1) управление по постройке Мурман. ж.-д. отдела по сооружению ж. д. МПС. Создано в 1914 для осуществления практических мер, связанных с сооружением ж. д. от г. Петрозаводска до Кольск. зал. Располагалось в Пг., местное упр. – в г. Арх-ске. Рук. работ – В. В. Горячковский, гл. инж. – Б. А. Крутиков. 2) Сокращенное назв. стр-ва Мурман. ж. д. (1915–1918). Стр-во велось одновременно на трех участках: Петрозаводск–Сорока (март–дек. 1915), Кандалакша–Мурман (июнь 1915–апр. 1916), Сорока–Кандалакша (сент. 1915–нояб. 1916). Рабочие нанимались в центр. обл. страны (ок. 80 тыс. чел.), Финляндии (5,5 тыс.) и Китае (9 тыс.); также использовался труд военнопленных герм. и австровенг. армий (ок. 40 тыс.), солдат ж.-д. батальонов (2 тыс.). Из-за тяжелых условий труда и болезней состав рабочих постоянно менялся, в целом за период стр-ва (1915–1916) в работах участвовало ок. 138 тыс. чел. На стр-во было затрачено 208 млн. руб. Постройка 1050 км дороги была осуществлена в очень короткий срок. После укладки 3 нояб. 1916 последних рельсов на 537-й версте от г. Петрозаводска (р-н совр. ст. Пояконда) «М.» была сдана во временную эксплуатацию; сквозное движ. до Пг. открылось в апр. 1917, в постоянную эксплуатацию сдана к концу 1917. Лит.: Мурманская железная дорога: краткий очерк постройки ж. д. на Мурман с описанием ее р-на. Петроград, 1916; Харитонов С. Ф., Звягин Ю. К. Мурманская. Кировская. Октябрьская. Петрозаводск, 1996; История железнодорожного транспорта России. СПб.; М., 1994. Т. 1. 1836 – 1917.
AA