Мурманское морское пароходство (ММП), транспортное предприятие, судоходная компания, специализирующаяся на арктич. перевозках, обеспечивающая круглогодичные трансп. операции на СМП. Образовано как Мурман. гос. мор. сухогрузное и пассажирское пароходство 22 сент. 1939; с 1953 – Мурман. гос. мор. арктич. пароходство (МГМАП) на базе объед. с Арх. арктич. пароходством и Мурман. мор. конторой Гл. упр. СМП; с 1964 – Упр. арктич. и ледокольного флота (г. Мурманск), созданного путем объед. МГМАП с Сев. гос. мор. пароходством (упр. – в г. Арх-ске); с 1967 – ММП Мин-ва мор. флота СССР; с 1993 – ОАО «ММП», холдинг, включающий в себя флот 3-х рос. судоходных компаний: ОАО «ММП», ОАО «Сев. мор. пароходство», ОАО «Сев. речное пароходство». При создании в состав ММП вошли Мурман. мор. торг. порт, судоремонтный з-д, 9 сухогрузных и 3 грузопассажирских судна, переданных из состава Балт. и Сев. пароходств; в 1940 располагало 37 судами, в т. ч. ледоколами и ледокольными пароходами; в 1945 – более 60, в 1962 – 54, в 2010-х – более 300 судами разл. назначения, совокупным дедвейтом ок. 2 млн. т. С 1950-х в составе ММП – суда усиленного ледового класса, дизель-электроходы. В 1960–2008 в составе ММП находились все атомные ледоколы и лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с ядерной энергетич. установкой (в 2008 переданы ФГУП «Атомный флот»). Больш. ч. трансп. флота составляют специализированные многоцелевые грузовые суда и балкеры, предназначенные для работы в условиях ледового плавания. В 1997 ММП перв. из рос. мореходных компаний получен документ, подтверждающий его соответствие требованиям Междунар. кодекса по упр. безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ). Став базой арктич. и ледокольного флотов, ММП с конца 1930-х обеспечивало грузовое и пассажирское обслуживание линий Мурманск–Архангельск, Мурманск–Дудинка–Игарка, Мурманск–Шпицберген. Во время Вел. Отеч. войны большинство судов участвовало в доставке грузов по ленд-лизу из портов Великобритании и Исландии (погибли 10 судов МГМАП). С 1955 суда ММП совершали рейсы в Антарктиду. В 1964 ММП открыло междунар. линию «Арктик-лайн» между портами Европы и Канады, на кот. мурман. кап. Р. Б. Игрицкий, Э. И. Купри, А. Ф. Пинежанинов и др. неоднократно завоевывали «Золотую трость». С 1978 осуществляется круглогодичная навигация в зап. р-нах Арктики. ММП проводило сложные спасательные операции трансп. судов в вост. р-не Аркт. в 1983 и 1994. С 1990 организовывались круизные рейсы атомных ледоколов на СП с туристами на борту. На рынке трансп. услуг среди российских судовладельцев доля грузоперевозок флотом ММП в общ. объеме перевозок судами под рос. флагом составляет 40 %, выполняется до 80 % грузоперевозок на трассах СМП. Крупнейшими потребителями услуг ММП являются Норильский горно-металлургич. комбинат, а также предприятия горно-металлургич. комплекса Кольск. п-ова. С конца 1990-х ММП осуществляет мор. перевозки углеводородного сырья с месторождений Севера – Варандея, Колгуева, приобских месторожд., Якутии, а также между портами Бел. м., Мурманска, СПб., Калининграда, стран Балтии. В состав ММП входили теплоходы «Кооперация» и «Старый большевик», ледокольные пароходы «Александр Сибиряков», «Малыгин», «Федор Литке» и «Георгий Седов», ледоколы «Ермак», «Красин», «Иосиф Сталин» и «Ленин», дизель-электроходы «Лена» и «Обь» и мн. др. В ММП работали 19 Героев Советского Союза, 8 Героев Социалистического Труда, 7 лауреатов Гос. премии, 16 заслуженных работников мор. транспорта. Рук.: А. Д. Фортученко (1939), И. О. Улицкий (1942), П. А. Иванов (1945), Фомин (1953), И. Д. Данилкин (1956), Ю. Г. Левин (1963), В. А. Игнатюк (1970), В. В. Белецкий (1985), Н. И. Матюшенко, В. В. Рукша (1998), С. В. Киселев (2000), А. М. Медведев (2002). Награждено орд. Трудового Красного Знамени (1976), орд. Междунар. ин-та стратегического развития экономики и Российского союза промышленников и предпринимателей «Слава России» (2005).
Лит.: Чесноков И. Н. От Арктики до Антарктики. Мурманск, 1979; Его же. Порт приписки – Мурманск. Мурманск, 1989; Семенов В. П. Мурманское морское пароходство: 1939 –2009 гг. Мурманск, 2009.