Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление (МБАСУ)
Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление (МБАСУ), организация по ликвидации чрезвычайных ситуаций на море. Создано 1 нояб. 1959 на основе приказа Мин- ва мор. флота № 152 от 30 мая 1959 как Мурман. экспедиционный отр. аварийно-спасательных и подводно-техн. работ (АСПТР) ММП; с 1991 – МБАСУ; в 2004 к МБАСУ присоединено дочернее гос. унитарное предприятие «Балт. бассейновое аварийно-спасательное упр.» (ДГУП «Балт. БАСУ»). Обеспечивает круглосуточную аварийно-спасательную готовность, проведение подводно-техн. и судоподъемных работ в Баренц. Карском м. и м. Лаптевых (от Норвегии до дельты р. Лена); с 1985 осуществляет ликвидацию аварийных разливов нефти в море. В 1959 в составе отр. – 42 чел., на вооружении кот. – 2 ручных ст., буксирный теплоход (т/х) «Коммунар» (800 л. с.) и пароход «Ястреб», использовавшийся как плавбаза; с 1960 – также 3 водолазных бота и спасательный буксир «Кап. Афанасьев». В 1966 – 10 судов (5 рейдовых и водолазных ботов, плавкран, 2 самоходные баржи, плашкоут и спасательный буксир). После снятия с мели в 1969 в р-не р. Воронья в Баренц. м. теплохода «Спалматори» (Сомали) и отказа судовладельца от судна (чтобы не выплачивать спасательное вознаграждение) спасенный теплоход перешел к отр., выполняя функции плавбазы (находится упр., склады, мастерские, диспетчерская и др.). В 1976 появился нов. мор. буксир-спасатель «Агат», (3 тыс. л. с.), в 1987 – спасательные суда «Кап. Мартышкин» (7,2 тыс. л. с.) и «Светломор-3» (3,5 тыс. л. с.). В 1968 в составе отр. образована Кандалакшская группа; в 1973 для обеспечения судов-снабженцев ММП плавсредствами и перегрузочной техникой для выполнения грузовых операций в необорудованных пунктах о-вов и побережья Аркт. передана Арктич. группа (вместе с судоремонтными мастерскими, плавсредствами в пос. Ретинское вместе с жилыми домами); с 1985 сформировано подразделение по ликвидации разливов нефти на м. и охране окружающей среды. Числ. орг. – ок. 100 человек. За годы деят. проведены десятки спасательных операций (к 1985 – более 40), сотни различных буксировок, спасены сотни человеческих жизней. Среди них – спасение 3-х норв. шхун у зап. берега о-ва Колгуев (благодарность правительства Норвегии экипажу буксира «Капитан Афанасьев»); снятие с мели греческого т/х «Фаедон», 9 рыболовных шхун в Кольск. зал., л/к «Капитан Воронин» в бухте на о-ве Шпицберген; оказание помощи и буксировка т/х «3венигород» из пролива Ла-Манш в порт Рига с грузом 22 тыс. т пшеницы; тушение пожара на югославском т/х «Ежера» и мн. др. В летний период «Кап. Афанасьев» и «Агат» осуществляли аварийно-спасательное обеспечение трассы СМП, а зимой – проводки рыболовных и трансп. судов в Датских проливах. Было осуществлено множество судоподъемных операций в Кольск. зал.: т/х «Беролина» (ФРГ) в 1961; рыболовного сейнера М-5252 колхоза «Ударник» с глубины 54 м и земснаряда «Красная» с глубины 8 м в 1968; пассажирского катера «Суворовец» Мурман. торг. порта с глубины 12 м (1969); учебно-производств. судна «Компас» (1973); буксира «Волна» в акватории порта Диксон в 1977 и мн. др. Водолазы отр. принимали участие в науч.практическом рейсе атомного ледокола «Арктика » (а/л) к СП, в экспериментальном высокоширотном рейсе а/л «Сибирь», перв. рейсах дизель-электроходов «Обь» и «Наварин» в Антарктиду. В 2002 была проведена операция по постановке перв. в Аркт. подводн. погрузочного терминала для отгрузки нефти в открытом м. в районе портопункта Варандей. МБАСУ транспортировало плавучий док компании «Арктикморнефтегазразведка» из Мурманска в Бразилию; обеспечивает перегрузочные работы на нефтяном терминале-танкере «Белокаменка» в Кольском заливе. При аварии т/х «Степан Разин» в 2004 была предотвращена крупная экологическая катастрофа. МБАСУ производит буксировочные и аварийно-спасательные работы на зап. рынке. Лит.: Золотая книга Мурманска. Мурманск, 2006.
AA