Мурманский регион обслуживания Октябрьской железной дороги, структурное подразделение Окт. ж. д. Сформирован в 1946 как Мурман. отд. Кировской ж. д. путем объед. ее Мурман. и Кандалакшского участков; с 1959 после объединения Окт. и Кировской ж. д. – Мурман. отд. Окт. ж. д.; с 31 дек. 2010 в связи с адм.-терр. реформой Рос. ж. д. реорганизован в МРО ОЖД. Включает ж. д. Мурман. обл., а также участок Окт. ж. д. до ст. Лоухи. В составе МРО – 55 ст., протяженность путей – 1068 км (из кот. 490 электрифицированы). Числ. работников – ок. 8 тыс. человек. В 1940–1980-х осн. направл. деят. являлись техн. реконструкция, электрификация и ввод в эксплуатацию нов. ж.-д. веток. С 1949 на Мурман. участке стали ходить перв. пригородные электропоезда, в 1956 введена в строй ветка Пинозеро– Ковдор, в 1961 – Кола–Печенга (достроенная в 1968 до ст. Никель), в 1975 – электрифицированный участок Мурманск–Комсомольск–Мурманский; в 1973 электрифицирован участок Кандалакша–Лоухи (168 км). В 1984 по участку Кировск–Апатиты–Мурманск прошел перв. сверхтяжелый грузовой состав весом 7,6 тыс. т. В 1990–2000-х были закрыты 8 ст., прекращена эксплуатация веток Мурманск–Ваенга, Пяйве– Килпъявр, Ручьи Карельские–Алакуртти, Ревда–Октябрьский. В 2001 был осуществлен переход на переменный ток, что позволило значит. сократить эксплуатационные расходы. С 2000-х началось использование новейших локомотивов серий ЭП-1 и ЭП-1М, с 2008 – нов. пассажирских вагонов. Ведется работа по увеличению пропускной способности ж. д., особенно в связи с перспективами создания Мурман. трансп. узла. МРО обеспечивает транспортировку грузов всех крупных предприятий Мурман. обл. – ГОКов, портов Баренц. и Бел. м., предприятий пром-сти. Важнейшими среди них являются уголь, железный окатыш, нефть, апатит, никель, алюминий, лесные грузы, мор. контейнеры. Неоднократно признавался лучшим отд. Рос. ж. д. (1999, 2004).
Лит.: Харитонов С. Ф., Звягин Ю. К. Мурманская. Кировская. Октябрьская. Петрозаводск, 1996.