Мурманский морской торговый порт (с 30.06.1994 – ОАО «Мурманский морской торговый порт»), предприятие по приему и обслуживанию мор. судов. Был задуман как зимний дублер замерзающего зимой Арханг. порта в незамерзающем Кольск. зал. в связи с необходимостью орг. союзнических поставок в годы 1-й мировой войны. Место в р-не урочища Семеновское в юж. колене Кольск. зал. выбрала гидрографическая эксп. под рук-вом В. Е. Ляхницкого. Решение о стр-ве было принято в февр. 1915. Одновременно в 1915–1916 была построена Мурман. ж. д., связавшая порт с Петроградом. Создание порта стало одним из оснований для возникновения г. Мурманска. Стр-во (рук. – инж. Б. Е. Веденеев) началось весной 1915, перв. судно было принято в сент. 1915; всего в 1-ю навигацию было обслужено 11 пароходов, в т. ч. 7 – иностр. К нач. марта 1916 было построено 3 глубоководных причала, к весне 1917 – 4-й и 5-й, что позволило довести суточную разгрузку до 200 вагонов. Одновременно были построены портовая электрост., водопровод, ок. 2-х десятков жилых бараков, адм. здание, больница, столовая, склады, мастерские. По окончании Гражд. войны, сохранявшей значение порта как важного элемента трансп. цепи между странами Антанты и Сев. обл., в условиях начавшейся внешней изоляции Сов. России дальнейшее существование порта оказалось под вопросом, но с 1923 в рез-те восстановления внешнеэкон. связей СССР он вновь стал принимать иностр. суда. В 1924 было принято 569 судов, из кот. 106 – иностр.; грузооборот составил 15 % всего внешнего грузооборота СССР. С 1924 – в составе Мурман. трансп.-пром. колонизационного комбината; с 1930 – в ведении Упр. Балт. мор. басс.; с 1931 – Наркомата водн. транспорта, разбит на отд. р-ны (рыбн., лесной, апатитовый, импортный). С 1920-х в связи с нач. освоения Аркт. в ММТП начинает развиваться арктич. направл.: обслуживание зверобойных, Карских, науч. эксп. (ледорез «Литке», пароходы «Челюскин» и «Седов», ледокол «Красин» и др.); завоз грузов по побережью СМП, появление регулярных арктич. линий. В годы войны порт принимал суда сев. конвоев (с дек. 1941 по май 1945), доставлявших по ленд-лизу боевую технику и вооружение. Несмотря на регулярные бомбежки (только 15 апр. 1942 были разрушены 2, поврежден 1 причал, уничтожены катер и плавучий кран; 18 июня 1942 – 16 складов, упр. порта, телефонная ст. и др.), порт обработал 351 судно, разгрузил ок. 1,7 млн. т импортных и ок. 817 тыс. т воен. и народнохоз. грузов. За годы Вел. Отеч. войны 103 работника порта погибли, 300 получили ранения. После войны были восстановлены разрушенные объекты. При расширении традиционных направл. деят. (создание трансп. комплекса по перевалке апатитового концентрата, 1953–1957) появились новые – перевалка железорудного концентрата, сахара (1961), медно-никелевой руды (1970). К нач. 1960-х Мурманский морской торговый порт становится высокомеханизированным предприятием; в 1970-х была проведена ген. реконструкция причалов ММТП. С 1980-х он работает в рамках трансп. узла, кот. объединяет осн. трансп. орг. г. Мурманска, связанные с перевалкой грузов морем, 3 грузовых р-на соединены ж.-д. ветками. Осн. направл. деят. Мурманского морского торгового порта к 2010: погрузочно-разгрузочные операции, обслуживание судов, трансп.экспедиторское обслуживание, накопление и хранение грузов и др. Порт располагает 16-ю глубоководными (до 14,2 м) причалами общ. дл. ок. 3000 м (глубины на рейде – до 60 м); складами общ. пл. до 150 тыс. м2; ж.-д. инфраструктурой (длина путей – 15,4 км); портальными кранами грузоподъемностью до 40 т и др. Среди гл. грузов – уголь (Мурманский морской торговый порт – крупнейший перевалочный пункт угля в Сев. мор. басс.); цветные металлы и сплавы (алюминий, медь, никель); прокат черных металлов; апатитовый и железорудный концентраты; марганцевая руда; глинозем; строит. материалы; продовольствие; оборудование и мн. др. В год обрабатывается 500–600 судов. Грузооборот достигает 15 млн. т, потенциальные возможности – до 20 млн. т. Мурманский морской торговый порт – осн. звено Мурман. трансп. узла, базовый порт судоходства по трассе СМП. Занимает 4-е место в России и 2-е (после С.-Петерб. порта) на С.-З. Нач. порта: А. И. Кавелин (1916), А. П. Смирнов (1917), Ф. Т. Фролов (1918), А. Ф. Минеев (1923), Я. Л. Бейлинсон (1941), Л. П. Новосадов (1942), В. А. Косяков (1947–1961), В. М. Колотнев, А. Шурыгин, В. С. Стриж, В. В. Морозов (2004–2012). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966), неоднократно награждался переходящим Красным знаменем.
Лит.: Романов Б. С. Причалы мужества: очерки истории Мурман. ордена Трудового Крас. Знамени мор. торгового порта. Мурманск, 1977; Мурманский морской торговый порт, 90 лет. Мурманск, 2005; Портовый флот от Портостройки до «МАСКО». Мурманск, 2008.