Мурманский морской рыбный порт, рыбохозяйственное транспортное предприятие. Образован путем преобразования Мурман. траловой базы в самостоятельное предприятие ММРП треста «Мурманрыба» 3 июня 1934, с 1937 – мор. порт 1-го разряда, с февр. 2006 – ОАО со 100 %-ным гос. участием. На протяжении большей ч. своей истории поступательно развивался как с точки зрения мат. оснащенности, так и расширения объемов переработки продукции. Перв. исключением стал период Вел. Отеч. войны, когда существенно сократилась и мат. база (уменьшилось до 12-ти число причалов, сократился вспомогательный флот, часть оборудования была уничтожена бомбардировками и т. д.), и штат работников (с 1784 чел. в 1941 до 512 чел. в 1942). В то же время объем работ оставался значит.: ММРП должен был принимать не только промысл., но и трансп. суда, приходившие в рамках северных конвоев. Однако после войны удалось сравнительно быстро восстановить потенциал порта и продолжить развитие. К 1980 ММРП превратился в судообрабатывающий комплекс, способный обслуживать суда любых типов. Его терр. равнялась 160 га, общ. протяженность 45-ти (18 – в 1941) причалов – 4 км (1,1– в 1941), ж.-д. пути – 30 км (4 – в 1941). В составе порта находились 2 грузовых р-на, нефтебаза, база переработки и хранения угля, ж.-д. хозяйство, плавмастерская, механическая мастерская, навигационная камера, льдозавод, ремонтно-строит. участок, холодильные емкости на 40 тыс. т, котельная. Суда обрабатывались 60 портальными кранами, 50 автопогрузчиками, почти 300 электропогрузчиками. Собственный портофлот проводил суда по Кольск. зал., доставлял пассажиров и снабжение на рейд, вел девиационные работы. Числ. работников составляла 5 тыс. чел. Грузооборот достиг 3,33 млн. т (1990). В 1990–2000-х произошло вторичное сокращение масштабов работы ММРП: числ. работающих сократилась до 940 чел.; грузооборот снизился более чем в 10 раз – до 0,31 тыс. т (2011); изменилась структура грузов – резко сократилась перевалка рыбы. На 2013–2015 намечена приватизация ММРП. Награжден орденом Ленина (1966).
Лит.: Киселев А. А., Краснобаев А. И. История Мурманского тралового флота, 1920–1970. Мурманск, 1973; Шемелинский В. Н. Главный причал. Мурманск, 1984.