Мурманская судоверфь, предприятие по ремонту и стр-ву рыбопромысл. и трансп. судов рыбн. пром-сти и произ-ву рыбопромысл. оборудования. Предпосылкой возникновения М. с. явилось создание неск. предприятий для обслуживания промысл. флота: 1) организованной для ремонта траулеров в дек. 1924 (на базе плавмастерской «Ксения» и Александровской мастерской) ремонтной мастерской Мурман. район. промысл. конторы Севгосрыбтреста (РМ МРПКС, дир. – В. И. Башмаков); 2) созданной в 1926 для выпуска малых промысловых судов (перв. – парусно-моторная ёла «Начало») верфи деревянного судостроения Мурман. товарищества промысл. судостроения и ремонта и 3) построенного в 1933–1934 Мурман. судоремонтного з-да (включавшего механический, корпусно-котельный, литейный, кузнечный, электротехн., деревообрабатывающий цеха и слип). Преобразование в 1929 верфи деревянного судостроения в Мурман. судостроит. верфь Севгосрыбтреста (с 1931 – Сев. тралового треста, с 1934 – треста «Мурманрыба») позволило расширить объемы произ-ва. В 1931–1934 было построено 128 рыболовных судов общ. водоизмещением 7 тыс. т и 540 малых плавсредств (шлюпок и т. п.). В 1934 числ. работников судоверфи превысило 1 тыс. человек. В 1937 М. с. была объединена с Мурман. судоремонтным з-дом (ранее в 1933 объединенным с РМ МРПКС) и преобразована в Мурман. судостроит. и судоремонтную верфь (МССВ) треста «Мурманрыба». В 1938 на верфи были заложены перв. 2 траулера (РТ-107 «Михаил Громов», спущен на воду 12 дек. 1939), в 1940–1941 достроены 3, переведенные из г. Ленинграда. Числ. работников к июню 1941 выросла до 2,7 тыс. человек. В годы Вел. Отеч. войны М. с. находилась в подчинении нач. тыла СФ. В условиях постоянных бомбежек на верфи переоборудовались и вооружались мобилизованные суда, ремонтировались корабли СФ (всего отремонтировано 150 боевых кораблей); изготавливались минометы и минометные мины, ручные гранаты; выполнялись др. оборонные заказы. На М. с. был создан истребительный батальон. Сотни судоремонтников ушли на фронт, 240 из них погибли. За героизм в боях и доблестный труд в годы Вел. Отеч. войны неск. тыс. судоремонтников были награждены орденами и медалями, А. Ф. Бредову присвоено звание Героя Сов. Союза (посмертно). МССВ трижды вручалось, а в 1946 было передано на вечное хранение переходящее Красное знамя Гос. Комитета Обороны. В перв. послевоен. годы стр-во траулеров (в т. ч. цельносварного СРТ-1 «Кораблестроитель ») продолжалось, но с 1955 верфь стала исключительно судоремонтным предприятием. 1 июля 1963 на базе объед. МССВ, з-да междурейсового ремонта флота и Абраммысских судоремонтных мастерских первым в системе рыбн. хоз-ва СССР было образовано судоремонтное производств. объед. (с 1976 – производств. объед. судоремонтных предприятий объед. «Севрыба») «М. с.» (головное предприятие, судоремонтные з-ды № 1 и 2) с общ. числ. работников до 8 тыс. В 1983 с созданием докового произ-ва М. с. стала ремонтировать крупнотоннажные суда (БАТ типа «Горизонт» и т. п.). В 1966–1992 выпускала многотиражную газ. «Судоремонтник». С 1992 – АООТ, с 1996 – ОАО, претерпело ряд структурных реорг. с выходом СРЗ-1, СРЗ-2, литейного цеха, ликвидацией отд. произ-в, значит. сокращением штата, образованием дочерних и самостоятельных предприятий (более 70-ти). В 2001 обанкротилось. В 1999 было создано дочернее предприятие ОАО «М. с. – судоремонтно-доковое произ-во» (ОАО «МСВ–СДП»). Дир.: И. А. Мохов (1927), Г. В. Стрелков, И. Л. Зинский (1934–1937), П. В. Сапанадзе (1939– 1949); Л. Ф. Посецельский (1958–1962), В. И. Крумин (1963–1974), Б. К. Власов (1980–1984), Б. Д. Иванов, В. Е. Храпов (1989). Награждена орденом Октябрьской Революции (1986). За годы работы М. с. 77 судоремонтников награждены орд. Ленина, 8 – Окт. Рев., 39 – Труд. Красного Знамени, 56 – «Знак Почета». Звание Героя Соц. Труда присвоено Ф. Г. Кондакову и М. В. Шеронкину. Лауреатами Гос. пр. СССР стали 3 человека.
Лит.: Развитие рыбной промышленности Мурманской области, 1920–1985. Мурманск, 1986. Т. 1; Семенов В. П. Мурманская судоверфь: годы. Люди. События. Мурманск, 2004.