Мурманская железная дорога, транспортная магистраль. Построена в 1915–1916 для связи центра страны со строящимся портом в Кольск. зал. от г. Петрозаводска до ст. Мурман (см. «Мурманстройка»), с янв. 1935 – Кировская ж. д., с 1959 объединена с Окт. ж. д. Упр. МЖД образовано в 1917 в г. Петрозаводске, с 1919 – в г. Пг. (с 1924 – в г. Л.), с 1922 – Правление, с 1930 – Дирекция МЖД, с 1935 – Упр. Кировской ж. д., с 1940 – в г. Петрозаводске, в 1941–1944 – в г. Беломорске. Сдана во временную эксплуатацию в ноябре 1916. Временное товарное движ. открыто с 1 янв. 1917. 1 апр. 1917 к М. ж. д. присоединена выкупленная пр-вом частная Олонецкая ж. д. (ст. Званка–Петрозаводск), в рез-те чего открылось сплошное ж.-д. сообщение между центром страны и г. Мурманском. В 1919–1921 в составе М. ж. д. участки Сев. и Николаевской ж. д. до ст. Рыбацкое (Пг.). Достраивалась после оконч. Гражд. войны. В 1923 Управление М. ж. д. стало основой Мурманского транспортно-промышленно-колонизационного комбината. Осн. задачей в 1930-х являлась реконструкция и электрификация М. ж. д. (одной из перв. в стране). В 1931 сдана в эксплуатацию линия Апатиты – Нефелин (совр. Кировск); в 1935 завершена электрификация участка Кандалакша – Апатиты; в 1938 – Апатиты – Мурманск и ветки Апатиты – Кировск; к концу 1939 электрификация участка Кандалакша – Мурманск была завершена. В годы Вел. Отеч. войны Кировская ж. д. – единственная трансп. магистраль, связывавшая Кольск. п-ов с центром страны – являлась одной из важнейших целей войск противника на Севере. В окт. 1941 фин. войска взяли г. Петрозаводск, перерезав ж. д., но дорога продолжала действовать благодаря участку Сорокская–Обозерская, принятому в эксплуатацию в сент. 1941. Несмотря на попытки нарушить работу ж. д. авиацией противника (было совершено 2824 налета, сброшено более 90 тыс. бомб, разрушено 1126 ж.-д. сооружений, повреждено свыше 500 паровозов и 4950 вагонов), мурманские железнодорожники обеспечили бесперебойную работу магистрали. Из Мурманска было отправлено 1,25 млн. т грузов, полученных по ленд-лизу. В июле 1944 сквозное движ. по гл. ходу магистрали было восстановлено. В послевоенное время протяженность Кировской ж. д. была увеличена за счет передачи участков Сев. и Окт. ж. дорог до ст. Череповец и Обозерская. Продолжились работы по электрификации. Преемником МЖД является Мурман. регион обслуживания Окт. ж. д.
Лит.: Гринер Д. А. Из истории Мурмана и Мурманской железной дороги // Летопись Севера. М.; Л., 1949. Т. 1; Харитонов С. Ф., Звягин Ю. К. Мурманская. Кировская. Октябрьская. Петрозаводск, 1996; Мурманская железная дорога: краткий очерк постройки ж. д. на Мурман с описанием ее р-на. Петроград, 1916; Нахтигаль Р. Мурманская железная дорога, 1915–1919 годы. СПб., 2011.