Мурманск
«Мурманск», суда и корабли, названные именем города Мурманска. 1) РТ-22 – рыболовный траулер Mурман. госрыбтреста. Построен в 1928 на верфи «Cesar Wolheim» в г. Бреслау (Германия) Техн. характеристики: водоизмещение – 1000 т, дл.– 51,2 м, шир.– 8,63 м, осадка – 4,6 м, мощность паровой машины – 650 л. с., скорость – 9 уз., автономность – 20 сут., экипаж – 37 чел. В составе МТФ с 1928, списан в 1952. 2) МИ-1654 – ср. рыболовный траулер морозильный (СРТМ). Построен в 1992 по проекту 502-ЭМ на з-де «Ленинская Кузница» в г. Киеве. Техн. характеристики: водоизмещение – 1220 т, дл.– 54,8 м, шир.– 10,1 м, осадка – 4,32 м, мощность дизеля – 852 л. с., скорость – 11,6 уз. Приписан к порту г. Мурманск. Судовладелец – ЗАО «Баренцфиш-1». В февр. 2003 во время шторма сел на мель в Баренц. м. к Ю. от п-ова Рыбачий. Экипаж – 19 чел. – спасен вертолетом МЧС. Снят с мели, впоследствии принадлежал с.-х. производств. кооперативу «Рыболовецкий колхоз «Беломор». 3) Сухогрузный пароход (до 1944 – англ. «Empire Starlight»). Построен в 1941 на судоверфи «Hong Kong & Whampoa Dock Co Ld» в Гонконге. Техн. характеристики: полная грузовместимость – 6850 рег. бр.-т, дл. – 130,97 м, шир.– 17,28 м, осадка – 10,21 м, мощность паровой машины – 2,5 тыс. л. с., скорость – 12 уз. Экипаж – 60 чел. В марте 1942 в конвое PQ-13 прибыл в г. Мурманск, где 1 июня 1942 затонул в рез-те атак бомбардировочной авиации противника. В сент. 1944 поднят аварийно-спасательной службой СФ и после ремонта ввиду отказа союзников от права собственности в нояб. 1944 зачислен в состав ММП. С 1951 – на балансе Дальневост. гос. мор. пароходства, в 1978 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Мин-ва мор. флота (ММФ). 4) Дизель-электрический ледокол. Построен в 1968 в серии из 5 ледоколов типа «Москва» на заводе Wartsila Sandviken в Хельсинки (Финляндия). Техн. характеристики: водоизмещение – 13,3 тыс. т, дл. – 122,1 м, шир. – 24,5 м, осадка – 9,5 м, мощность – 26 тыс. л. с., скорость – 18,6 уз. Экипаж – 109 чел. До 1990 использовался ММП в летних арктич. навигациях на трассе СМП, зимой обеспечивал круглогодичную навигацию в портах г. Л. и Нагаево; в 1990–1992 – в Дальневосточном мор. пароходстве ММФ СССР, порт приписки – Владивосток. Выведен из состава действующего флота. 5) Легкий крейсер (до 20.04.1944 – Milwaukee). Построен в 1923 на верфи «Todd Dry Dock & Construction Сo» в Такоме (США). Техн. характеристики: водоизмещение – 10 460 т, дл.– 169,4 м, шир. – 16,8 м, осадка – 6,9 м, мощность 2 Ч 45 тыс. л. с., скорость – 30 уз., дальность плавания – до 6,6 тыс. миль. Вооружение: 10 артустановок 152-мм, 6 – 76-мм и 12 – 20-мм; 2?2 533-мм торпедн. аппарата; 2 бомбомета. Броня – 38–76 мм. Экипаж – 805 чел. В 1944 передан США в счет репараций от Италии после выхода ее из 2-й мировой войны. Прибыл в Ваенгу (г. Североморск) в апр. 1944 с конвоем JW-58, принят сов. экипажем и включен в состав СФ. Участвовал в Вел. Отеч. войне – обеспечивал противовозд. оборону Ваенги, г. Мурманска и Полярн., проводку беломор. группы союзного конвоя RA-61. В марте 1949 возвращен ВМС США в Филадельфии, в дек. 1949 разоружен и сдан американским командованием на слом. Ком.: кап. 2 ранга Б. П. Беляев. 6) Легкий крейсер (с 1976 – крейсер). Построен в 1955 по проекту 68-бис на ССЗ № 402 в г. Молотовске (г. Северодвинск). Техн. характеристики: водоизмещение – 16,3 тыс. т, дл. – 210 м, шир. – 22 м, осадка – 7,3 м, мощность – 2 Ч 68,5 тыс. л. с., скорость – 33 уз., дальность плавания – до 9 тыс. миль; вооружение: 4?3 – 152-мм, 6?2 – 100-мм и 16?2 – 37-мм артустановки, 2?5 – 533-мм торпедн. аппарата, 68 мор. якорных мин, бронирование – 50–175 мм. Экипаж – 1270 человек. С 1955 – в составе СФ; с 1956 – 2-й див. крейсеров эскадры СФ; в 1957 выведен из состава действующего флота, в составе 176-й бригады резерва кораблей эскадры СФ с местом базирования в губе Сайда; в 1961 расконсервирован, включен в состав 6-й див. ракетных кораблей. В 1967–1968, находясь на ремонте на Кронштадтском мор. з-де, участвовал в параде кораблей на Неве в г. Л. С 1969 – флагман 7-й оперативной эскадры СФ; в 1989 выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольск. зал. на отстой, в 1992 исключен из состава ВМФ, в 1994 продан индийской фирме для разделки на металл. В дек. 1994 при буксировке в Баренц. м. в р-не пос. Сервер на о-ве Сёрё у сев. побережья Норвегии выброшен штормом на прибрежные камни. В 2010–2012 утилизирован норв. компанией «AF Gruppen». Участвовал в дальних походах в Атлантику, Средиземное и Карское м., нес боевые службы, в т. ч. в зоне воен. действий на Средиземном м. (1969–1971, 1973), выполнял спец. задания командования, участвовал в учениях «Океан», «Узел», «Амбразура », «Омега» и «Аркт.-74», «З.- 81». В 1965 и 1967 выходил в Карское м. на перехват и пресечение попыток американских воен. ледокольных пароходов пройти по СМП. За время службы в 1955–1982 прошел 242,7 тыс. миль. Посещал с официальными деловыми визитами г. Тронхейм (Норвегия, 1964), где участвовал в праздничных мероприятиях, посвященных 20-летию освобождения Норвегии; г. Аннаба (Алжир, 1969), г. Дубровник (Югославия, 1971), г. Бордо (Франция, 1978). С 1965 неоднократно объявлялся отличным, лучшим надводн. кораблем СФ, лучшим кораблем ВМФ СССР, завоевывал приз Главнокоманд. ВМФ по артподготовке (1965, 1966, 1969, 1981, 1988), награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Сов. Мин. СССР (1967), Памятным знаменем Мин-ва обороны СССР (1968), переходящим Кр. Знаменем Мурман. ОК ВЛКСМ, кубками и грамотами. 7) Погран. сторожевой корабль (до 1992 – «Имени XXVI съезда КПСС», до 1996 – «Иртыш»). Построен в 1981 по проекту 97П (ледокол) на Адмиралтейском судостроит. з-де (г. Л.). Техн. характеристики: водоизмещение – 3710 т, дл. – 70 м, шир. – 18,1 м, осадка – 6,14 м, мощность – 3?1,8 тыс. л. с., скорость – 15,4 уз., дальность плавания – до 10,7 тыс. миль, автономность – 50 суток; вооружение: 1?2 – 76-мм, 2?6 – 30-мм артустановки, вертолет Ка-25ПС. Экипаж – 123 чел. С 1982 – в 1-й Краснознаменной бригаде погран. сторожевых кораблей (Кувшинская Салма). Впервые в истории мор. частей Погран. войск совершил поход на архипелаг Земля Франца-Иосифа, где на м. Брайса (о-в Циглера) установил российский погран. знак (1995); в течение 45 суток выполнял в Баренц. м. задачи погран. боевой службы совместно с судном рыбоохраны «Мурена» (1997); совершил дружественный визит в Исландию (2002). В 2000 вторично выполнил высокоширотный поход к Земле Франца-Иосифа в ходе специальной погран. операции «Путина-2000». Постановлением адм-ции г. Мурманска от 14 февр. 2001 установлено шефство города над ПСКР «Мурманск». 8) К-206 (в 1987–1992 – «Минский комсомолец», с 1993 – «М.»), атомный подводн. крейсер СФ. Построен в 1983 по проекту 949 на з-де «Севмашпредприятие» (г. Северодвинск). Техн. характеристики: водоизмещение – 12,5 (подв. – 22,5) тыс. т, дл. – 144 м, шир. – 18,2 м, осадка – 9,2 м, мощность – 98 тыс. л. с., скорость – 15 (подв. – 32) уз., глуб. погружения – 500 м, автономность – 120 суток; вооружение: 24 противокорабельных ракеты «Гранит», 2 пусковые установки зенитн. ракетн. комплекса «Игла», 2 – 650-мм и 4 – 533-мм торпедн. аппарата; экипаж – 94 чел. С дек. 1983 – в составе 11-й див. 1-й флотилии АПЛ СФ. Выполнил 3 боевые службы. С дек. 1994 находился в г. Северодвинске в ожидании капремонта. Но в 1996 из-за отсутствия финансирования был поставлен в отстой и в 1998 исключен из состава ВМФ, в 2004–2005 утилизирован. Экипаж объявлялся отличным, а корабль – лучшим на соединении (1986, 1987, 1989, 1990), завоевывал приз Главнокоманд. ВМФ за ракетную стрельбу по мор. целям (1986, 1990), занесен на Доску почета передовых частей и кораблей Мин-ва обороны СССР (1989). Лит.: Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России. М., 2001; Его же. Крейсера и миноносцы. М., 2002; Его же. Флот СССР. Корабли и суда Ленд-лиза. СПб., 1994; Ледоколы. Л., 1972; Кузнецов Н. А. От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» // Мор. коллекция. 2009. № 8 (119); Морин А. Б. Легкие крейсера типа «Чапаев» и типа «Свердлов». СПб., 1997; Одиннадцатая дивизия подводных лодок Северного флота. СПб., 2008; Платонов А. В. Крейсеры советского флота. СПб., 1999; Полярные ледоколы «Москва» и «Ленинград» мощностью 22.000 эфф. л. с. Хельсинки, 1960; Титушкин С. И. Лёгкий крейсер «Мурманск» // Тайфун. 1998. № 1.
AA