«Мурманец», гидрографическое судно Гл. упр. СМП (ГУСМП). Построен в 1929 в Бергене (Норвегия) как 2-мачтовый деревянный парусно-моторный зверобойный бот «Сторис». Техн. характеристики: водоизмещение 200 т; дл. 30,2 м; шир. 7,2 м; осадка 3,6 м; мощность двигателя «Болиндер» 150 л. с.; скорость 7 уз.; автономность до 50 сут. Экипаж – 18 чел., науч. персонал – 3–4 чел. В 1929 куплен Госторгом СССР, передан Мурман. конторе Гос. Северного треста зверобойных промыслов (Севморзверпром) для ведения зверобойного промысла в Баренц. и Карском м. С 1937 – в составе ГУСМП (кап. – И. Н. Ульянов). Использовался в промерных работах в Карском м., принимал участие в операции по съемке дрейфующей ст. «СП-1» (1938); при обеспечении вывода из дрейфующих льдов л/п «Георгий Седов» (1939) проводил ледовую разведку в Гренландском м., за образцовое проведение кот. награжден орденом Трудового Красного Знамени (1940); с 1938 – ежегодное ледовое патрулирование с эксп. Арктич. НИИ для обеспечения арктич. навигации. С 1941 в составе флота Арх. гидрографической базы ГУСМП, выполнял гидрографические работы: промер глубин, обслуживание маяков и знаков на побережье Карского м., ледовую разведку, снабжение полярных ст. и др. (кап. – П. И. Котцов), участвовал в спасении экипажей судов конвоя PQ-17. Списан в 1952. Именем «М.» названы банка в зал. Рус. Гавань и пролив между о-вами Плоский и Цивольки на о. Нов. Земля; пролив между о-вами Сальма и Вильчека в архипелаге Земля Франца-Иосифа; пролив между мысом 8 Марта и о. Петра в м. Лаптевых; мыс Ю.-В. оконечности о. Малый Таймыр в м. Лаптевых.
Лит.: Морской энциклопедический словарь. Л., 1993. Т. 2.