Мобилизованные и военизированные суда СФ, суда гражд. ведомств, временно используемые для деят. воен. флота. Мобилизованные суда (МС) зачислялись в состав флота на основе мобилизационных планов (МП), разрабатываемых в мирное время, в качестве боевых кораблей и вспомогательных судов, переоборудовались и вооружались, экипажи зачислялись в штатный состав ВМФ, пополняясь кадровым командным составом и воен. специалистами. Военизированные суда (ВС) – гражд. суда, используемые для воен. нужд без включения их в состав флота. МС широко использовались при создании Флотилии СЛО, компенсируя нехватку воен. кораблей. В 1933 МС вошли в состав Сев. воен. флотилии. Во время сов.-фин. войны МС (28 рыболовных траулеров, 3 ледокола и 3 трансп. судна) использовались в качестве сторожевых кораблей, тральщиков и сан. транспортов для несения дозорной службы, траления мин, перевозки личного состава 14-й армии, высадки десанта в Лиинахамари. Хотя согласно МП, разработанным накануне Вел. Отеч. войны, предусматривалась мобилизация 57 судов в теч. мес., уже к сер. сент. 1941 СФ получил 255 МС разл. назначения, а в теч. Вел. Отеч. войны – более 300. В оперативное подчинение СФ перешла ч. судов Гл. упр. СМП. Эта работа осуществлялась на основе «Положения об использовании для воен. сооружений водн. транспорта», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР в июле 1941. В годы Вел. Отеч. войны практически все суда на Сев. мор. театре вошли в состав военизированного флота, использовались для перевозки войск и воинских грузов, эвакуации раненых и больных, в спасательных операциях, для выполнения спец. заданий командования. Вооружение судов торг. флота позволяло им отражать атаки авиации и ПЛ противника, тем самым уменьшая потери транспортного флота. Однако из-за нехватки комплектов вооружения и недостаточной мощности сев. з-дов массовое вооружение судов (прежде всего загран. плавания) удалось начать только в конце 1941. Возвращение МС их прежним владельцам началось по приказу команд. СФ от 3 июня 1945 и продолжалось до 1947 (когда были переданы последние траулеры, использовавшиеся в качестве минных тральщиков).
Лит.: Буданов Ф. В., Дубровин Н. П. Тыл правого фланга. Мурманск, 1976; Эдлинский С. Ф. Северный транспортный флот в Великой Отечественной войне Советского Союза, 1941–1945 гг. М., 1963; Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР, 1928–1945. М., 1988.