Маяки Баренцева и Белого морей
Маяки Баренцева и Белого морей, средства навигационного оборудования района, навигационные ориентиры. Могут быть зрительными или радиотехн., определяются точно известными координатами, имеют характерную внешнюю форму, окраску, светотехн. и иную аппаратуру. Перв. постоянный деревянный маяк с жировыми светильниками был построен на о. Жижгинский в Белом м. в 1769, но действовал лишь до 1780-х. С упадком торговли на Онеге освещение было прекращено. С 1810-х началось стр-во несветящих створных знаков (о. Мудьюг, 1818), опознавательных башен [мысы Пулоньгский Нос (1821) и Орлов-Терский (1822); о. Сосновец (1828)]. Перв. на сев. морях России каменный маяк был построен на о. Мудьюг (1832–1838). В 1830-х по инициативе арх. мещанина И. И. Пашина (1835) Упр. ген.-гидрографа Гл. мор. штаба был разработан план «последовательного, сообразно степени важности для мореплавания» стрва маяков на С. с очередностью: мыс Орловский, о-ва Моржовец и Жижгинский, мыс Зимнегорский, устье р. Пулоньга, мысы Городецкий и Св. Нос, о-ва Сосновец и Больш. Жужмуй. Выбор мест постройки и составление сметы осуществили лейт. Корсаков и поручик Тихонов в 1836–1837. Терско-Орловский, Моржовецкий и Жижгинский маяки начали действовать в 1842, Святоносский и Сосновецкий – в 1862. С 1871 на Святоносском, Терско-Орловском, Жижгинском и др. маяках начала действовать система подачи звуковых сигналов с помощью медных трехфунтовых сигнальных пушек. В 1890-х на всех береговых и плавучих маяках учреждены гидрометеорологические ст., на мн. маяках устанавливается телефонная связь с ближайшими почтово-телеграфными станциями. С 1843 установлена должность управляющего беломор. маяками при кап. Арханг. порта; с 1886 образована дирекция маяков и лоций Бел. м. маячной ч. при Гл. гидрографическом упр., созданной в 1885. К 1900 на Кольском п-ове действовало 17 маяков (8 – на Мурман. берегу; 9 – на Терском). В соответствии с 10-летним планом маячных работ Гл. гидрографического упр. (1907, пересмотрен и расширен в 1914) стр-во нов. маяков, освещаемых башен, сирен, створных огней, светящих буев, приобретение моторных катеров для плавучих маяков, туманных горнов в Бел. м. и СЛО признавались приоритетными. В 1910 началось стр-во 6 маячных огней на Мурман. побережье: в становищах Рында, Подпахта, Вост. Лица и Печенга и на мысах Могильный и Чижова. К 1915 на сев. морях действовало 10 пневматических звуковых сирен, на некот. маяках (Жижгинский, Сосновецкий, Терско-Орловский и Сетьнаволокский и др.) – ст. для производства туманных сигналов пушечными выстрелами, на ряде маяков использовались колокола. За годы 1-й мировой войны в условиях интенсификации перевозок разл. грузов через Арх. порт начали функционировать 24 огня с ацетиленовым освещением (мысы Мишуков, Воронова, Канин Нос, Великий, о. Сальный, Тюва-Губа и др.), 7 пар створных светящих знаков (в Кольском зал., в р-не Йоканьги, на подходах к г. Арх-ску и др.); были освещены нов. фарватеры; ограждено мор. баканами Горло Белого м. Всего к 1918 действовало 20 маяков. Однако вплоть до Вел. Отеч. войны навигационное оборудование Севера не соответствовало требованиям. На Баренцевом и Белом м. 30 % маячных зданий требовали капитального ремонта, 42 из 113 опознавательных знаков упали, 22 из 176 световых знаков разрушились. Отсутствовали огни на подходах к мн. портам, портовым пунктам и становищам. К В. от мыса Канин Нос на протяжении 1000 миль не было ни одного огня или сирены. На Мурман. берегу один маячный огонь приходился на 60 миль, одна туманная предостерегательная ст. – на 325 миль береговой линии; в Белом море – один огонь на 35 миль, ст. – на 200. Активизация судоходства по СМП и в Белом море, создание СФ, развитие рыболовного промысла – все это потребовало постоянного увеличения числа навигационных средств. В соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны от 8 апр. 1930 Гидрографическое упр. расширило работы на северных морях, где только к 1933 были построены 4 нов. световых маяка и 185 навигационных знаков. С 1936 начинают устанавливать радиомаяки РМС-3 с дальностью действия 50 миль (мыс Сеть-Наволок при входе в Кольский зал., маяки Цыпнаволокский на п-ове Рыбачий и Терско-Орловский в Белом м.); 4 стационарных створных радиомаяка типа «Сафар» были установлены в Кольском зал. В последующем сеть радиомаяков постоянно расширялась в рез-те деят. Гидрографической службы СФ. В послевоен. время стр-во ср-в навигационного оборудования морей находилось в ведении Гидрограф. службы ВМФ. Получили распространение маячно-техн. здания, объединяющие в себе системы энергопитания и упр., имевшие запроектированные надстройки для размещения светотехн. оборудования. Новые сооружения строились преимущественно каменными или железобетонными, но продолжалось использование и деревянных конструкций, хорошо сохраняющихся в местном, холодном и относительно сухом, климате. В 1970–1980-х особое внимание уделялось стр-ву автоматических маяков. К сер. 1990-х на Баренцевом и Белом м. действовали 84 световых и 44 радиомаяка. Лит.: Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: ист.-краевед. слов. Мурманск, 2001; Описание маяков, башен и знаков Российской империи по берегам Белого моря и Северного Ледовитого океана. СПб., 1906.
AA