«Малыгин» (до 1915 – «Bruce II», до 1921 – «Соловей Будимирович»), ледокольный пароход. Построен в Великобритании в 1912. Техн. характеристики: дл. 62,2 м, шир. 14,2 м, водоизмещение 3,2 тыс. т, мощность 3 тыс. л. с., скорость 15 узлов. С 1912 использовался как почтово-пассажирский паром на линии Ньюфаундленд – Нов. Шотландия. В 1915 куплен рос. правительством для Упр. мор. транспортом Беломор.-Мурман. р-на; в янв.–апр. 1917 – в составе Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО); с апр. 1920 – в составе Беломор. воен. флотилии и Мор. сил Сев. м.; с мая 1920 передан Мортрану и в 1921 переименован в честь полярного исследователя Аркт. С. Г. Малыгина. 28 окт. 1940 при возвращении из гидрографической эксп. по вост. Аркт. погиб вo время шторма у берегов Камчатки со всем экипажем и чл. эксп. (всего 98 чел.). Использовался для пассажирских и трансп. перевозок, проведения спасательных операций (спасение эксп. У. Нобиле в 1928), проведения научных исследований (в эксп. Плавморнина в 1921; в эксп. 1931 на Землю Франца-Иосифа, установившей отсутствие обозначенного на картах арх. о-ва Альфреда Гарисуорта). В 1932 на о. Рудольфа эксп. на «М.» была основана самая сев. в мире полярн. ст. (в связи с проведением II Междунар. полярного года). В 1935 эксп. на «М.» открыла в р-не о. Исаченко архипелаг из 7 островов. Неоднократно дрейфовал, будучи затертым льдами (в янв. 1920 во время рейса с пассажирами из Арх-ска в Индигу в дрейфе в Карском м. достиг широты 72°36’, спасен ледоколом «Святогор» и ледорезом «Канада»; в окт. 1937 в море Лаптевых спасен ледоколом «Ермак»). Установил мировой рекорд свободного плавания во льдах, достигнув 82°28’ с. ш.
Лит.: Летопись Севера. М., 1971. Вып. 5; Юнга Е. С. Великие географические открытия русских мореплавателей // Новаторы русского флота. М., 1949.