М-171
М-171 (до лета 1939 – М-87, с 1953 – СТЖ-16, с 1957 – УТС-65), дизель-электрическая ПЛ XII серии, с 1944 – подводн. минный заградитель. Построена в 1936–1937 на з-де № 196 в г. Ленинграде. Техн. характеристики: водоизмещение – 206,5 т (подводн. – 258,1 т); дл. 44,5 м, шир. 3,0 м, осадка 2,8 м; мощность дизельного двигателя 800 л. с., электромотора – 400 л. с.; скорость надводн. – 14,4, подводн. – 7,8 узла; глубина погружения до 60 м; дальность плавания до 3,4 тыс. миль, подводн. – до 108 миль; автономность – 10 сут. Вооружение: 2 носовых 533-мм торпедных аппарата, одно 45-мм орудие, пулемет. Экипаж – 20 чел. В 1944 переоборудована по проекту 604 – минный заградитель (18 мин). С 1937 – в составе БФ, с июня 1939 (перейдя по Беломор.-Балт. каналу) – 4-го, с 1944 – 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ, с июля – в составе БФ, с 1950 – учебная ПЛ, с 1953 – кабинет боевой подготовки, с 1957 – учебно-тренировочная ст., в 1960 исключена из состава ВМФ и разобрана на металл. В 1941–1944 совершила 29 боевых походов, в рез-те кот. достоверно один транспорт противника был потоплен (согласно данным штаба СФ – 8) и один – поврежден. Дважды (13 сент. и 2 окт. 1941) прорывалась в воен.-мор. базу противника Лиинахамари для разведки и атаки разгружавшихся у причалов трансп. судов. 5 апр. 1943 провела первую на С. бесперископную атаку, пользуясь данными гидроакустики. Ком. в годы Вел. Отеч. войны: В. Г. Стариков (с 1939), кап.-лейт. Г. Д. Коваленко (с марта 1943). Присвоено звание гвард. (1942). В 1942–1945 – обладатель переходящего Красного знамени ЦК ВЛКСМ, учрежденного для награждения лучшей ПЛ ВМФ СССР. Лит.: Платонов А. В. Советские боевые корабли, 1941–1945 гг. СПб., 1996. Кн. 3; Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подводные лодки типа М. М., 2010.
AA