«Ломоносов» (c 1922 – «Antissa», с 1924 – «Antalya »), товаропассажирский пароход. Построен в Ньюкасле (Англия) в 1891 по заказу т-ва Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Техн. характеристики: 2-винтовой стальной 2-палубный, грузоподъемность – 1180 рег. бр.-т, дл. 66 м, шир. 8,5 м, осадка до 4,9 м, мощность 898 л. с., скорость 12,7 узла, экипаж – 29 чел., пассажировместимость: 16 – I кл., 28 – II кл., 500 – III кл. (до 800 – на каботажных рейсах). Был приписан к Архангельску, эксплуатировался на Мурман. линии, в нач. XX в. делал рейсы в СПб., в зимнее время фрахтовался для работы на Черном и Средиземном морях. Летом 1894 обошел побережье Мурмана с министром финансов С. Ю. Витте на борту, на о. Безымянный (о. Витте) в Йоканьгском зал. министр высаживался на берег. В 1896 доставил эксп. профессора Д. И. Дубяго на Нов. Землю для наблюдения затмения Солнца. В годы 1-й мировой войны продолжал обслуживание Мурманской линии, работал по доставке грузов из Вардё в Александровск. В апр. 1918 национализирован и передан Правлению нац. флота в Арх-ске, в авг. 1918 возвращен т-ву, в 1919 мобилизован. Осенью 1919 ходил в Англию, но к нач. 1920 вернулся в г. Мурманск. Во время восстания в Мурманске 21 февр. 1920 ушел в Норвегию с бельгийскими добровольцами, семьями белых офицеров и чиновников на борту. 24 февр. в Хоннигсвене (Норвегия) встретил прибывший из Архангельска ледокол «Козьма Минин», совместно с кот. 26 февр. прибыл в Тромсё. Вскоре уведен в Ньюкасл (Англия) и продан англ. компании. С 1924 принадлежал разным турецким судовладельцам. В 1953 исключен из списков и поставлен в отстой, в 1955 продан для разборки на лом в Стамбуле.
Лит.: Лапшин Р. В., Смолин А. А. Северные пароходства России (1861–1920 гг.). Архангельск, 2011; Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX – начале XX в. Екатеринбург, 2003.