Лодья (поморская), морское деревянное парусное трансп.-промысл. судно. Дальнейшее развитие новгор. Л. (лодии). Использовалась с XI вплоть до XIX в. наряду с карбасами, кочами, шняками, во 2-й пол. XIX в. была вытеснена шхунами. Строились 2-х типов: заморские – торг., для дальних плаваний, и обыкновенные – для плавания в Белом м. Оба типа были плоскодонные, отличались размерами и обводами корпуса, а также парусным вооружением. Обыкновенные делались из цельного ствола дерева и наращивались бортами, имели сплошную палубу, не допускавшую воду внутрь судна, и малую осадку, позволявшую близко подходить к берегу. При тяжелой ледовой обстановке во время плавании во льдах поморы вытаскивали Л. на лед. Заморские. Л. строились дл. до 25 м, шир. 4,5 м, осадкой до 3 м, грузоподъемностью 150–200 т. К XVI в. дл. Л. достигла 30 м, грузоподъемность – 300 т, вместимость – до 100 чел. На Л. ставились 3 мачты-однодеревки: 2 – с прямыми парусами, 1 – с косым, на носу – треугольный парус (стаксель), общ. пл. парусов – до 460 м2. Это позволяло лавировать против ветра. Скорость при попутном ветре более 7 узлов. Имела 2 якоря весом до 0,5 т (выбирались воротом) и запасной якорь. Двумя переборками Л. делилась на 3 отсека (попоморски «заборницы»), в каждый вел с палубы отдельный люк. В носовом отсеке с кирпичной печью размещалась команда (до 24–30 чел.). Ср. отсек – грузовой трюм глуб. до 4 м. В кормовом отсеке (по-поморски «казенка») – кормщик и его пом., там же находились мореходные инструменты. Поморы открыли на Л. п-ов Канин, о-ва Колгуев, Вайгач, арх. Нов. Земля. На мурман. промыслы в XVII веке ходили двинские лодейки, рассчитанные на 60–80 т груза с командой 8–12 чел. На «лодьях в лете для торговли» в Колу приходили торговцы из Поморья. В 1785 коляне имели 10 Л. дл. от 12 до 18,3 м. Стоимость Л. грузоподъемностью 96 т в 1861 составляла ок. 2 тыс. руб. В настоящее время технологию стр-ва Л. возродил Карельский мор. историко-культурный центр. Мореходы из клуба «Полярный Одиссей» (г. Петрозаводск) построили неск. старинных судов и с 1987 совершают экспериментальные мор. эксп. в Средиземное м., в Атлантику и по сев. морям.
Лит.: История отечественного судостроения. СПб., 1994. Т. I; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: ист.-краевед. слов. Мурманск, 2001; Георги В. С. Путь на Грумант. Петрозаводск, 1990; Георги В. С., архимандрит Августин (Никитин). К Святой Земле под парусом «Надежды». Петрозаводск, 1992. Поморские рыбные промыслы. – Архангельск, 2011.