«Ленинский комсомол», 1) (М-106), дизель-электрическая ПЛ XII серии. Техн. характеристики (см. М-171). Заложена в 1940 в Горьком на з-де № 112 («Красное Сормово»), в сент. 1942 доставлена по жел. дороге в г. Молотовск (г. Северодвинск). После перехода в г. Мурманск и завершения испытаний в марте 1943 получила наименование «Л. к.» (достроена на ср-ва, собранные молодежью). С апр. 1943 – в составе бригады ПЛ СФ. Совершила 3 боевых похода. 4 июля 1943 потоплена таранным ударом герм. противолодочного корабля «Uj-1217». В 1962 наименование «Л. к.» присвоено АПЛ К-3. Командир – П. С. Самарин;
2) (К-3), первая отеч. АПЛ (проект 627). Построена в 1954–1958 на Сев. машиностроит. предприятии (г. Северодвинск). Гл. конструктор – В. Н. Перегудов. Техн. характеристики: водоизмещение 3065 т (подводн. – 4750 т), дл. 107,4 м, шир. 8 м (макс. – 11,5 м), осадка 6,5 м, мощность 35 тыс. л. с., скорость надводн. 15,2, подводн. – 30 узлов, глубина погружения до 300 м, автономность 50 суток Вооружение: 8 носовых торпедных аппаратов (20 торпед). Экипаж –104 чел., в т. ч. 30 офицеров. Предназначалась для всесторонних испытаний первых образцов кораблей с атомной энергетической установкой и нанесения торпедного удара по кораблям и транспортам противника на удаленных океанских и морских коммуникациях. В июле 1958 – марте 1959 прошла испытания (в т. ч. первое подледное плавание в Карском и Гренландском морях), за успешное осуществление кот. командиру ПЛ капитану 1 ранга Л. Г. Осипенко (первому из подводников в послевоенные годы) было присвоено звание Героя Советского Союза (1959). С 1959 – в составе 206-й отд. бригады ПЛ СФ (с 1961 – 3 див. АПЛ 1-й Краснознаменной флотилии ПЛ СФ в губе Зап. Лица); с 9 окт. 1962 присвоено почетное наименование «Л. к.», с 1971 – в 17-й див. (губа Гремиха), в 1989 выведена из боевого состава, переформирована в учебно-тренировочную, ст. в губе Гремиха, в 1991 выведена из состава СФ, находится в отстое, планируется музеефикация. За годы службы совершила 14 дальних походов. В июле 1962 в подледном походе в Аркт. стала первой сов. АПЛ, достигшей СП (руководитель похода контр-адмирал А. И. Петелин, ком. АПЛ кап. 2 ранга Л. М. Жильцов и ком. БЧ-5 инж.-кап. 2 ранга Р. А. Тимофеев были удостоены звания Героя Сов. Союза, весь личный состав АПЛ награжден). 8 сент. 1967 при возвращении с боевой службы в Норв. м. (ком. – Ю. Ф. Степанов), несмотря на пожар в 1-м и 2-м отсеках, самостоятельно вернулась в базу. Это была первая крупная авария на сов. АПЛ, повлекшая массовую гибель личного состава (39 чел.). Награждена Памятным знаменем Мин-ва обороны СССР в связи с 50-летием ВЛКСМ (1968). Именем АПЛ названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в СЛО, кот. был открыт во время похода «Л. к.» в 1962. На ПЛ проходили службу 4 Героя Советского Союза.
Лит.: Платонов А. В. Советские боевые корабли, 1941–1945 гг. СПб., 1996. Кн. 3; Морозов М. Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: летопись боевых походов. М., 2005. Ч. 3: Северный флот; Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Месть» Сталина. Советские подводные лодки типа М. М., 2010; Бережной С. С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России. М., 2001; Осипенко Л. Г., Жильцов Л. М., Мормуль Н. Г. Атомная подводная эпопея. М., 1994; Реданский В. Г. «Всплыть в полынье!». Мурманск, 1977.