Ленин
«Ленин» (до 1917 – «Святой Александр Невский», до 1921 – «Alexander», с 1957 – «Владимир Ильич »), паровой ледокол. Построен на верфи Армстронг (г. Ньюкасл, Великобритания) в 1916. Техн. характеристики: водоизмещение 6,5 тыс. т, дл. 85,6 м, шир. 19,5 м, осадка 6,24 м, мощность на валах 7950 л. с., скорость до 16 узлов. Экипаж – 122 чел. Был способен преодолевать льды толщиной до 1 м. С 1917 использовался в Великобритании под именем «Alexander», с 1921 передан Сов. России и переименован в «Л.». В 1921–1922 работал на проводке судов в Карских эксп. (возглавлял мурман. отр. судов), с 1922 – на Балтике, с 1929 – в Арктике на трассе СМП, в 1941–1945 – осуществил проводку в Мурманск и Архангельск 778 транспортов с грузами по ленд-лизу (в т. ч. 343 – союзных) в составе ледокольного отр. Беломор. флотилии, с 1957 – переведен на Черное море в Одессу. Списан и разобран на металл в 1968 в Севастополе. Награжден орденом Ленина (1945). Капитаны: М. В. Николаев (с 1921), К. П. Эгги (с 1926), М. И. Хромцов (с 1941), Ф. М. Пустошный (с 1943), Ф. И. Федосеев (с 1950), К. Н. Чубаков (с 1955), А. М. Кулаков (с 1957). Лит.: Басевич В. В. Корабли и годы. М., 1983; Белкин С. И. Сокрушающие лед. – М., 1983.
AA