Ледоколы, служебно-вспомогательные суда для плавания во льдах. Сооружаются для поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Благодаря специфической форме корпуса (обводам), повышенной прочности (особенно в носу и корме), второму водонепроницаемому дну и ряду др. конструктивных особенностей и систем Л. обладают способностью противостоять воздействию льда и проламывать ледяной покров. Обычно Л. носом наползают на кромку льда и разламывают его своим весом. М-образная форма кормы позволяет буксировать судно «на усах», размещая его нос в углублении кормы. Применяемые сегодня на Л. дизель-электрические (или атомные турбоэлектрические) установки и 3 гребных винта обеспечивают судну высокую маневренность и возможность варьировать мощность. Обычно используются для прокладки пути идущим за ними судам, а также для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные р-ны Арктики, эвакуации и доставки экспедиций с/на дрейфующие науч. ст. и в др. целях. По р-ну эксплуатации Л. делятся на морские (в т. ч. арктич. или полярн.), озерные и речные. Морские Л. подразделяются на Л.-лидеры, возглавляющие проводку караванов судов, линейные Л., осуществляющие проводку, околку и буксировку, и вспомогат. Л. (напр., работающие в портах). К Л. примыкают суда ледокольного типа, ледокольные буксиры и др. Наибольшими ледокольными флотами обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. Для России, имеющей значит. замерзающие басс. на С., роль Л. крайне велика. Первым в мире Л. стал пароход рос. флота «Пайлот» (1864). Первый в мире арктич. мор. Л. «Ермак» был построен в 1899. В офиц. классификации корабельного состава ВМФ России Л. числятся с 1916. Рус. и сов. Л. принимали участие в сражениях, а также обеспечивали действия флота на м. в 1918–1922, 1939–1940, 1941–1945. К 1985 в СССР в эксплуатации находилось около 40 мор. и полярн. Л. суммарной мощностью ок. 800 тыс. кВт. Значит. развитие отеч. Л. получили с нач. освоения СМП, в кот. участвовали Л. и ледокольные пароходы «Вайгач», «Георгий Седов», «Ермак», «Иосиф Сталин», «Красин», «Ленин», «Малыгин», «Мурманск», «Отто Шмидт», «Садко», «Сибиряков», «Таймыр», «Федор Литке» и др. В наст. время наиболее заметный вклад в освоение СМП вносят атомные ледоколы, осн. местом базирования кот. является г. Мурманск.
Лит.: Ледоколы. Л., 1972; Белкин С. И. Сокрушающие лед. М., 1983; Морской энциклопедический словарь. СПб., 1993. Т. 2