«Ксения» (до 1900 – «Кагосото», с 02.07.1921 – «Обь»), транспорт-мастерская. Построена в 1899 в Англии как товаро-пассажирский пароход. Техн. характеристки: водоизмещение – 6,2 тыс. т, дл. – 105,6 м, шир. – 13,8 м, осадка – 6,9 м, мощность паровой машины – 1,7 тыс. л. с., скорость – 11 уз., дальность плавания – 5,5 тыс. миль. Экипаж – 159 чел. (в т. ч. 10 офицеров, 120 рабочих мастерских). Вооружение: 2 – 75-мм, 2 – 47-мм орудия, 2 пулемета. Грузоподъемность – более 3 тыс. т, пл. палубы – 533 м2. 18 станков, паровой молот и др. механизмы. Приобретен Рус-Балт. общ-вом, приписан к Рижскому порту. Куплен Мор. ведомством России в качестве транспорта в 1906. С 1906 – в сост. Сибирской флотилии как база дивизиона ПЛ во Владивостоке, в 1909–1912 – переоборудован в плавмастерскую. 15 февр.– июле 1916 – осуществил переход (ком. – кап. 2-го ранга Зилов А.) в сопровождении миноносцев «Властный» и «Грозовой» из Владивостока в Кольск. зал., с 5 дек. 1916 – в составе флотилии СЛО: отр. обороны Кольск. зал., Мурм. отр. судов; с 18 июля 1918 – арендована на 24 года Рус.-Англ. Мурм. товариществом ремонтных, судостроит., механических з-дов и судоходства и исключена из списков флота (использовалась для осуществления литейных, токарных, поковочных операций по ремонту и оборудованию судов, портовых приспособлений и машин). Являлась одним из центров подготовки восстания 1920 в г. Мурм-ске. С марта 1920 – в составе Беломор. воен. флотилии в качестве плавмастерской, с апр. 1920 – в составе Мор. сил Сев. м., с 1921 – передана Белмортрансу. Погибла, будучи в составе 1-й Карской эксп., 20 сент. 1921 после многочисленных повреждений на переходе из Усть-Енисейска в Архангельск.
Лит.: Булатов А. В. Транспорт-мастерская «Ксения» // Судостроение. – 1992. – №4; Ушаков И. Ф. Белый Мурман. – Мурманск, 2004.