Крейсерство охранное
Крейсерство охранное, патрулирование кораблями Морского министерства русских территориальных вод в Бел. и Баренц. м. в кон. XIX – нач. XX в. Было организовано в ответ на возросшую промысл. активность иностр. (норв.) рыболовных и китобойных судов у берегов Мурмана. Перв. плавания воен. шхуны «Полярная звезда» (1881) носили по преимуществу демонстрационный характер. На основании вывода комиссии, образованной арх. губернатором Барановым Н. М. для исследования нужд сев. края, о бесполезности К. о., оно было прекращено, а функции охраны были возложены на пароход «Мурман». Однако в связи с усилением промысл. деят. иностр. судов в Росс. водах, К. о. (с 1893) было восстановлено как регулярное сезонное патрулирование вооруженными кораблями. Для этой цели использовались клиперы, переклассифицированные (в 1892) в крейсеры 2-го ранга. Осуществлялось крейсерами «Наездник» (1893), «Вестник» (1894), «Джигит» (1895), «Самоед» (1896), воен. транспортом «Бакан» (1898– 1914). В терр. охранения включалась акватория Баренц. м. (по сев. побережью европ. России – от границы с Норвегией на В. до льдов Карского м.), все зал., бухты и рейды рус. берега СЛО, все Бел. м. (по линии мыс Св. Нос-мыс Канин Нос). С помощью К. о. преследовались занятия иностр. судами «рыбной ловлею, охотою и вообще всяким промыслом морских животных». Лит.: Поморская энциклопедия. – Архангельск, 2001.
AA