«Красин» (до 1927 – «Святогор», с 1976 – «Леонид Красин»): 1) ледокол. Построен по проекту, инициированному команд. БФ вице-адм. Эссеном Н. О., с использованием опыта эксплуатации л/к «Ермак» в 1916– 1917 фирмой «Армстронг Уитвор и К°» (Ньюкасл, Англия) по гос. заказу. Техн. характеристики: стальной корпус, водоизмещение – 10,8 (до модернизации – 8,4) тыс. т, дл. – 98,5 м, шир. – 21,6 м, осадка – 9,1 м, мощность 3 паровых машин – 10,5 тыс. л. с, скорость – до 15 уз. На протяжении неск. десятилетий – самый мощный арктич. л/к в мире. С 31 марта 1917 – в составе флотилии СЛО (место базирования – г. Архангельск); 3 окт. 1918 – затоплен (вместе с л/к «Микула Селянинович») в устье Сев. Двины с целью преграждения кораблям англ. эскадры входа в Архангельск; в 1919 – поднят англичанами и уведен в Великобританию, где был переоборудован иод жидкое топливо и переименован; в 1921 – возвращен в Россию (переименован в честь наркома торговли и пром-сти, дипломата Красина Л. Б.); в 1920 – использовался в эксп. по спасению л/к парохода «Соловей Будимирович», в 1928 – по спасению членов экипажа Нобиле У. дирижабля «Италия» (ком. л/к – Эгги К. П., рук. эксп. – Самойлович Р. Л.), вывез 5 чел., одновременно оказав помощь получившему пробоины герм. судну «Монте Сервантес» (1,5 тыс. пассажиров) и поставив рекорд свободного плавания в арктич. широтах (достигнута широта 81о47' с. ш.); с 1929 – лидер Карских мор. эксп.; в 1932– 1935 – использовался в гидрологических исслед. в Аркт.; в 1936 – уч-к проводки на Д. Восток кораблей БФ «Войков» и «Сталин» (вместе с л/к «Ермак» и ледорезом «Ф. Литке»), в 1940 – ПЛ Щ-423 по Сев. мор. пути с СФ на ТОФ; в 1941–1942 – на ремонте в США и Англии (кроме того, был довооружен 5 орудиями и 14 крупнокалиберными пулеметами); в апр.-мае 1942 – в составе сев. конвоя PQ-15 прибыл в г. Мурм-ск (во время похода были сбиты 2 самолета противника); с 1942 – осуществлял проводки караванов судов (с военными грузами) по портам О; с 1957 – в составе арктич. флота ММП, с 1973 – науч.-исслед. судно, энергобаза мор. геологов, в т. ч. на Земле Франца-Иосифа; в 1987 – списан, с 1992 – пам-к истории гос. значения (в соответствии с Постановлением Правительства РФ), плавучий музей (расположен в СПб., у набережной Лейтенанта Шмидта). Награжд. орд. Труд. Кр. Знамени (1928), за 1942-1945 300 членов экипажа награждены боевыми наградами. «К.» командовали 33 кап., в т. ч.: Неупокоев К. К., Цвигман А. К. (1917), Дрейер Н. А. (1918), Фальк-Мусс (1920, Норвегия), Сорокин М. Я. (1923-1926, 1929-1932), Эгги К. П. (1928), Легздин Я. П. (1932-1933), Пономарев П. А. (1934), Белоусов М. П. (1935-1940), Марков М. Г. (1940-1945), Пирожков И. В. (1947-1951), Чухчин Д. Н. (1960-1961, 1963), Кузнецов А. П. (1962, 1966-1967), Хлебников Ю. К. (1964), Федосеев Ф. И. (1965, 1976-1977), Вавилов Е. А. (1968-1971), Громов О. А. (1972– 1974) и др.; 2) дизель-электрический л/к. Построен в 1976 по заказу СССР в Хельсинки (Финляндия) мощностью 36 тыс. л. с. С 1976 – в составе ММП (перв. кап. – Акивис-Шаумян Е. В.), с 1990 – во Владивостоке.
Лит.: Поморская энциклопедия. – Архангельск, 2001; Самойлович Р. На спасение экспедиции Нобиле. – Л., 1967.