Коч (коча, кочь) (возможно, модификация назв. «когг» – судна Ганзейского союза, распространенного на С. Европы в XIII– XV вв.; по др. версии от помор. «копа» – «шуба ледяная»), собирательное наименование морских и речных поморских судов разных типов. Использовалось в XIV– XIX вв. Первоначальная дл. беспалубного К. – 18–19 м, шир. – 4–4,5 м, осадка – 0,9 м, грузоподъемность – 3,2–4 т. Изготовлялось из сосновых (или кедровых) отесанных досок (дл. – более 2 м и шир. – 0,7 м), получаемых при раскалывании дерева на 3– 4 плахи. Крепились крепежными скобами (более 3 тыс.), канатами и веревками (до 1 км). Имел округлые обводы, обеспечившие выталкивание К. наверх подвижными льдами, предотвращающие его раздавливание. Мачту (шегла) крепили «ногами» (вантами), к кот. впоследствии прикрепляли стрелу для подъема грузов. Парус (выс. 13–14 м, шир. – 8–8,5 м, пл. – более 230 м2) сшивался из 19 холщовых полотнищ. Первое рус. судно с настоящим рулем вместо рулевого весла. (Впоследствии появился и штурвал.) Имел 3 якоря (один – запасной). Мог развивать скорость до 6– 7 уз. К XVII в. К. стал палубным, размеры увеличились (дл. – до 25–30 м, шир. – до 6 м, грузоподъемность – до 400 т) и нередко стали устанавливаться 2-я и 3-я мачты. Корпус К. стал делиться переборками на камбуз, грузовой отсек, кубрик для команды (10–15 чел.) и промысловиков (30– 50 чел.). В кормовой части палубы размещалась «казенка» (каюта для кап. и приказчика), перед которой крепились 2 лодки (на больш. судах – 2 малых карбаса) для рыб. ловли, связи с берегом и снятия судна с мели. Для плавания на малых реках и озерах употреблялись малые кочи (павозки, или паузки) – плоскодонные, с низ. бортами (вначале прямыми, затем – с развалом). В безветренную погоду К. передвигался с помощью 4 пар весел. При благоприятных обстоятельствах проходил до 250 км в сутки. К сер. XVI в. К. получил широкое распространение на С. России. Особенно много их строилось в XVI– XVII вв. в Карелии и на верфях Соловецкого мон. В XVII в. с выходом указа царя Петра I (1715) о разрешении поморам строить только «новоманерные суда», т. е. те, кот. в любой момент можно было использовать для воен. нужд, произв-во К. стало приходить в упадок. Однако использовались К. вплоть до XIX в. На К. поморы ходили в открытое море, на Грумант, Нов. Землю.
Лит.: История отечественного судостроения. – СПб., 1994. – Т. I; Сырмай А. Г. Корабль: его прошлое, настоящее и будущее. М., 1967; Яковлев И. И. Корабли и верфи. – М., 1973.