«Кооперация» (в 1941–1945 – «Ветер»), рефрижераторное грузопассажирское судно. Построено в 1927–1928 на Северной верфи (г. Л.). Техн. характеристики: двухпалубный, со ср. надстройкой, полуютом и полубаком, с усиленным креплением носовой части, руля и винта для плавания во льдах; одновинтовое, 2-мачтовое: водоизмещение – 5,6 тыс. т, пассажировместимость – 300 чел. (с 1954 – 172), дл. – 104 м, шир. – 14,6 м, осадка – 5,8 м, мощность – 2,4 тыс л. с, скорость – до 13 уз., дальность – 3500 миль. Экипаж – 80 чел. С 1929 – в составе Балт. мор. пароходства на регулярной линии Ленинград– Гавр– Лондон (до 1939). В 1935 на борту «К.» проходил 1-й конгресс писателей в защиту мира; в 1936, во время гражд. войны в Испании, использовалось для доставки добровольцев, воен. спец-тов, продовольствия и медикаментов в Испанию и вывоза детей республиканцев; в 1937 – для доставки из США в СССР самолета «Ант-25», на кот. экипаж Чкалова В. П. совершил перелет Москва–Портленд (США) через Северный полюс; с 1939 – в г. Мурм-ске в качестве сторожевого корабля СФ (вооружение: 4 – 76,2-мм и 4 – 45-мм орудия, 2 – 12,7-мм пулемета); в 1940 – «К.» разоружена и возвращена гражд. флоту; в июле 1941 – переоборудована в самоходную плавбазу для торпедных катеров и охотников за ПЛ СФ в губе Оленьей, также использовалась для отдыха экипажей и как штабной корабль; с 1945 – в составе Балт. мор. пароходства – на регулярной линии Ленинград– Щецин, Ленинград– Лондон и Ленинград– Хельсинки– Стокгольм; в 1948– 1952 – на модернизации (г. Висмар, Германия); с 1954 – в составе ММП, открыла регулярную арктич. пассажирскую линию Архангельск– Тикси– Певек; с 1955 – использовалась для доставки спец-тов и грузов в Антарктиду для стр-ва станции «Мирный»; с 1968 – в составе Черномор. мор. пароходства (порт приписки – Одесса), использовалась на ближневост. линии Одесса– Латакия– Бейрут– Александрия– Одесса (одному из рейсов посвящена документальная повесть Ременя Б. «В чужом порту, вдали от дома»); с 1979 – место размещения упр. порта Усть-Дунайск (базы лихтеровозного флота Советского Дунайского пароходства); в 1989 – разделана на металл на верфи Порт-Саида (Египет). Рейсам в Антарктиду на борту «К.» посвящена «Ледовая книга» эстонского писателя Смуула Ю.
Лит.: Кисляков В. В истории судна – история страны // Мурманский вестник. – 2008. – 10 апр.; Смуул Ю. Ледовая книга. Антарктический дневник. – Таллин, 1977.