Комитет Северного морского пути («Комсеверопуть»), организация по обеспечению транспортировки грузов по трассе СМП, предшественник Главсевморпути. Впервые создана в 1919 правительством Колчака А. В. во главе с ген.-майором Поповым А. В. для проведения навигации, исслед. работ в Аркт., обеспечения работы товарообменных эксп. из стран Европы и европ. части России в Зап. Сибирь («Карские экспедиции»), переброски военных грузов. В 1919 Карскую эксп. возглавил Вилькицкий Б. А. Весной 1920 КСМП был воссоздан при Сибирском рев. к-те (г. Омск). В его задачи входило: снабжение крестьян Сибири пром. товарами, вывоз сибирского хлеба в европ. часть России, позднее – освоение всей трассы СМП от Архангельска до мыса Дежнёва. С 1926 – в ведении Наркомата внешней и внутренней торговли, с 1928 – Сев.-Сибирское гос. АО пром-сти и торговли – «Комсеверопуть», с 16 марта 1931 – Всесоюзн. объед. «К.», с правлением в г. М. (в 1929–1933 – пред. Лавров Б. В.) и терр. управлениями, на предприятиях кот. работало более 35 тыс. чел. Осн. задача – экон. развитие С. России (от о-ва Колгуев на З. до Медвежьих о-ов на В.). На трассе СМП осн. внимание уделялось научно-оперативному обеспечению и ледовой авиац. разведке. Удачное плавание л/п «Александр Сибиряков» привело к решению создания Главсевморпути (1932), кот. в марте 1932 был передан «К.».