Коми-ижемцы
Коми-ижемцы, этнографическая группа. Часть нас. коми, переселившаяся с берегов Печоры и Ижмы на Кольск. п-ов. Относятся к группе коми-зырян – одной из двух ветвей древней этнолингвистической общности коми, сложившейся на терр. Прикамья. Разделение произошло во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. (IX в.), когда одна часть народа осталась на исконной терр. (Пермь Великая, «пермяки»), а другая – переселилась на С. – в басс. р. Вычегда и Юга, со временем освоив басс. р. Печора с притоками Ижма и Уса. Со времени установления новгор. дани (XI– XII вв.) начинают формироваться коми-рус. отношения, в процессе развития кот. коми оказались в составе Росс. гос-ва. Гл. занятием коми являлось оленеводство, кот. они переняли у ненцев (как и некот. черты физ. облика, элементы яз., материальной и духовной культуры), заметно усовершенствовав его организацию. Путем направленной селекции была улучшена порода оленей, были установлены четкие сроки и маршруты кочевания, разработаны меры по сохранению поголовья оленей; в отличие от ненцев со стадом ходили только пастухи (семьи жили оседло, в селах), была изменена конструкция чума, модифицированы одежда и обувь оленеводов (шапка и рукавицы стали пришиваться к малице и др.), оленьи шкуры стали использоваться для выделки замши, изготовления одежды и обуви. Однако ограниченная емкость оленьих пастбищ, массовый падеж животных (из-за эпидемий), оскудение естественных биологич. ресурсов вынуждали часть нас. уходить на неосвоенные земли. В 1888 4 семьи (Терентьева Ивана Наумовича, Рочева Поликарпа Ивановича, Канева Фёдора Васильевича и Филиппова Степана Яковлевича) из Мохченской и 2 (Терентьевых Мартына Семёновича и Ивана Семёновича) – из Красноборской волостей Печорского у. перекочевали со своими стадами (до 5 тыс. оленей) в Ловозерскую тундру (первоначально – в Канинские тундры Мезенского у., затем – на побережье Кандалакш. зал., однако везде встречали сопротивление и вынуждены были двигаться дальше). Первые 4 семьи поселились на землях Ловозерского погоста, 2 др. – Вороньинского. Вместе с К.-и. в качестве пастухов пришли самоеды (ненцы) – опытные оленеводы. В связи с отсутствием у К.-и. юрид. оснований для вселения в Кольск. у. (не было получено как необходимого тогда разрешения властей на переселение, так и согласия лопарей на прием в их погосты), а также – жалобами лопарей на то, что «стада ижемцев выбивают ягель, и что ижемцы убивают лопарских оленей или уводят их в свои стада» (особенно активно эту позицию отстаивала Куковерова Т. И.), местные власти неоднократно, на протяжении 1889– 1896, предпринимали попытки выселить их назад. Однако сопротивление К.-и., умение находить общ. язык с должностными лицами (в т. ч. и с помощью подкупа и выставления угощения), более высокий уровень орг. оленеводства, создававший более благоприятные условия для развития хоз-ва края, обеспечили им возможность не только остаться, но и впоследствии продолжить миграцию вплоть до нач. 1930-х (к этому времени в Ловозерской вол. из 1307 чел. 616 были К.-и., 511 – саамы, 125 – ненцы). Часть К.-и. обосновалась на р. Поной, где в 1917 ими было основано с. Ивановка, в 1924 – Краснощелье, в 1925 – Каневка. По-прежнему гл. отраслью хоз-ва являлось оленеводство, наряду с кот. занимались также охотой и рыболовством, домашним скотоводством и огородничеством. Часть форм орг. оленеводства К.-и. была перенята саамами. В свою очередь, в декоративно-прикладном иск-ве К.-и. появились саам. мотивы (в часности, украшение изделий из меха сукном и бисером). С 1929 все чаще стали заключаться межэтнические браки. Проведенная в 1930-е коллективизация оленеводческих хоз-в Кольского С. в значит. степени ослабила специфические особенности жизни К.-и., однако, несмотря на это, они сохранили яз., традиции, осн. черты материальной и духовной культуры (особенно – в селах Краснощелье и Каневка, где К.-и. наиболее многочисленны). В Ловозере и Краснощелье ведется преподавание лит. ял. коми в начальных классах шк. (факультативно). После того как в 1990 была создана Ассоциация К.-и. «Изьватас», объединившая все ижемские диаспоры России, было создано ее отд. в Ловозерском районе. В 1986 в с. Краснощелье создан фольклорный ансамбль «Рытья Кыа» («Вечерняя заря»). В Ловозере с 1990 существует пар. фольклорный ансамбль «Ижма» (рук. – Филиппенко С. В.), ведущий акт. концертную деят., регулярно принимающий участие в фестивалях нар. иск-ва. При Нац. культурном центре в Ловозере существует кружок декоративно-прикладного иск-ва коми. В мастерской по пошиву меховых изделий (с. Ловозеро) изготавливаются малицы, совики, тоборки, липты, пимы и др. изделия из оленьего меха. Числ. нас. К.-и. в М. о. стабильна – до 2,2 тыс. чел. (117 – в 1897, 2007 – в 1978, 2167 – в 1989, 2177 – в 2002). Лит.: Дащинский С. Н., Ушаков И. Ф. Ловозеро. – Мурманск, 1988; Жеребцов Л. Н. Формирование этнической территории коми (зырян). – Сыктывкар, 1977; Поморская энциклопедия. – Архангельск, 2001; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. – Мурманск, 2001.
AA