«Комет» (Komet), «Рейдер В», «Корабль №45», корабль ВМФ Германии. Построен в Гамбурге (1937) как сухогруз «Эмс» (Ems), переоборудован в рейдер (1939–1940). Техн. характеристики: водоизмещение – 7500 т, дл. – 115,4 м, шир. – 15,3 м, осадка – 6, 5 м, мощность 2 6-цилиндровых дизелей – 3,9 тыс. л. с, скорость – до 16 уз., дальность плавания – до 61 тыс. миль, автономность – 236 сут. Экипаж – 267 чел., в т. ч. 17 офицеров. Вооружение – 6 – 150-мм, 1x60 мм орудий; 2 – 37-мм, 4 – 20-мм зенитных пулемета, 2 – 2-трубных и 2 – 1-трубных 533-мм торпедных аппарата, 24 торпеды, 30 мин, 1 самолет и 1 бортовой торпедный катер. Летом 1940 Германия получила разрешение на проход по СМП в сопровождении сов. л/к «нем. вспомогательного корабля с воен. экипажем», за что заплатила 950 тыс. марок. В июле 1940 «К.» (ком. – кап. 2-го ранга, с 1941 – контр-адм. Эйссен Р.) вышел из Гдыни (Польша) в Норвегию, откуда мимо Кольск. п-ова направился в пролив Маточкин Шар (замаскированный под пароход «Дежнёв»). В авг.-сент. прошел по СМП сначала за л/к «Ленин» (кап. – Николаев Н. М.), затем за л/к «Сталин» (кап. – Белоусов М. П.), далее за л/к «Лазарь Каганович». Хотя 2 сент. 1940 «К.» было отказано в дальнейшей проводке и выдвинуто требование повернуть назад, ком. «К.» не согласился, и последние 600 миль тонкого льда до Берингова пролива корабль прошел самостоятельно. За 23 дня движ. по СМП прошел 3,3 тыс. миль, в т. ч. 720 миль – во льдах. Предполагается, что одной из целей похода «К.» было проведение гидрограф. разведки по трассе СМП. В теч. последующих 15,5 месяцев осуществлял рейдерские операции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, потопив 3 судна водоизмещением более 21 тыс. т (совместно с др. рейдером «Орион» – еще 7–43 тыс. т.). 30 нояб. 1941 «К.» возвратился в Гамбург. В окт. 1942 потоплен британским торпедным катером у мыса Ла-Хаг.
Лит.: Воробьёв В. Ф. Кругосветка рейдера «Komet» // Гангут. – СПб., 1998. – Вып. 16; СПб., 1999. – Вып. 19.