Колонизация Кольского края, освоение незаселенной территории
Кольск. п-ова. Включало процессы переселения с др. терр., создание постоянных мест жительства (погостов, волостей, городов), хоз. освоение Мурмана. Можно выделить 2 осп. типа К.: стихийную и целенаправленную, стимулируемую гос-вом. Прошла неск. этапов. На 1-м этапе (кон. 2–1-е тыс. до н. э.) центр. и зап. части
Кольск. п-ова заселили саамы, создав здесь сравнительно устойчивые формы поселений, хоз. и культурной орг. 2-й этап стихийной К. (примерно XV–XVI вв.) связан с проникновением на
Кольск. п-ов рус, начало кот. обычно относят к рубежу XII–XIII вв. Однако, несмотря на первые свидетельства появления рус. (и, видимо, карел) на Мурмане (в оси. в качестве даныциков и промышленников из Новгорода), фактов существования в этот период постоянных рус. поселений на
Кольск. п-ове нет. Только с XV в. произошло первичное заселение и создание постоянных мест жительства (волостей) на Кандалакш. и Терском берегах. Первым поселением, населенным карелами и рус, стал Корельский погост на р. Варзуге, в 1419 сожженный норвежцами. К 1466 относится упоминание 2 рус. поселений Терского берега – Умбы и Варзуги. Примерно тогда же или чуть позже возникают рус. поселения на Кандалакш. берегу: Порья губа (перв. упом. в 1551), Кандалакша (1517), Княжая Губа (1562/63), Ковда (1542), Кереть (1520). С XVI в. начинается проникновение рус. на Мурм. берег и в р-н р. Кола. В 1533 на р. Печенга основывается церковь, ставшая основой будущего Трифоно-Печенгского мон. В 1540– 1560-х на Мурм. берегу возникает «вешний» рыб. промысел, стягивавший ежегодно к побережью Баренц. м. тысячи промышленников из разных частей
Кольск. п-ова и Поморья. Здесь появляются промысл. становища – временные жилые и хоз. постройки, в кот. жили и трудились поморы во время промысла. По данным писцовой книги (1608– 1611), на Мурм. берегу насчитывалось 71 становище (21 – на Мурм. конце, 50 – на Рус. конце побережья Баренц. м.). К сер. XVI в. относится появление г. Кола (с 1580-х – Кольск. острога), ставшего центром Кольского у. Таким образом, итогом 2-го этапа К.
Кольск. п-ова стало создание постоянных поселений на Терском и Кандалакш. берегах, г. Кола и возникновение временных промысл. становищ на Мурм. берегу. 3-й этап начинается со стихийного переселения на Мурм. берег выходцев из Норвегии и Великого княжества Финляндского (ВКФ) во второй пол. 1850-х, однако с 1860 этот процесс был узаконен и начал носить целенаправленный характер, поощряемый губернской и центр. властью вплоть до 1917
(см.
Колонизация Мурманского берега). В освоении Мурмана приняли участие различные этнические группы колонистов – фильманы (саамы-лютеране, выходцы из Норвегии и Финляндии), норвежцы, финны (ВКФ), рус. из Поморья и юж. р-нов
Кольск. п-ова, карелы, кольск. саамы. К 1917 на Мурм. берегу возникло более 90 поселений-колоний, общ. числ. кот. составила 3340 чел. (1917). 4-й этап К.
Кольск. п-ова связан с т. н. «ж.-д. К.», или «канализацией». В 1917–1920-х высказывается идея о К. обширного региона – Карело-Мурманского края – посредством развития ж. д. (см.
Колонизация Карело-Мурманского края). В ходе этого процесса, осуществлявшегося в 1923–1930, планировалось проведение на терр.
Кольск. п-ова разведывательных работ с целью выявления мест для создания рыбацких пос. на Мурмане, развития мор. промыслов (под упр. Мурм. ж. д. передавался, в частности, Мурм. порт), выявления природных богатств края с целью их последующей разработки, привлечения колонистов на Кольск. С. Де-ят. Мурм. трансп.-пром. и колонизационного комб-та, однако, сосредоточилась преимущественно в Карелии. На терр.
Кольск. п-ова дело ограничилось в осн. созданием вдоль трассы ж. д. переселенческих и колонизационных поселков (напр., Колонизационный пос. в г.
Мурм-ске, неск. Переселенческих – в р-не совр. Апатит, пос. им. Рудзутака – в Кандалакше). Более заметны рез-ты колонизационной деят. на Ю.
Кольск. п-ова. Были организованы собственные рыб. промыслы комб-та на Бел. м., рыбакам оказывалась помощь в приобретении снастей, обеспечении транспортом, закупке и переработке рыбы. Были созданы рыб. фактории в Кандалакше, Княжой Губе, Колвице, Валас-ручье, Ковде и др. местах. В Кандалакш. р-не были восстановлены Ковдские лесопильные з-ды. С кон. 1920-х процесс К. Кольск. С. был свернут. Вместо привлечения колонистов и проведения политики, направленной на создание для них льгот, власть перешла к политике насильственного заселения региона, депортации отдельных национальных групп с терр. Кольск. С.
Лит.: Андреев А. И. К истории русской колонизации западной части Кольского полуострова // Дела и дни. – 1920. – Кн. Арнольдов А. Колонизация Мурмана. – Л., 1924; Гебель Г. Ф. Наша северо-западная окраина – Лапландия. – СПб., 1905; Иорданский Ю. Колонизация Севера. – Пг., 1918; Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги. – Благовещенск, 1917; Колонизация Карело-Мурманского края. – Л., 1925; Колонизация Севера, ее задачи и перспективы. – Пг., 1919; Очерки по истории колонизации Севера. – Пг., 1922. – Вып. 1; Платонов С. Ф. Начало русских поселений на Мурмане // Производительные силы района Мурманской железной дороги. – Петрозаводск, 1923; Ульянов Н. И. Феодальная колонизация и экономика Мурмана в XVII веке // Исторический сборник. – 1934. – №1; Ушаков И. Ф. Избранные произведения. – Мурманск, 1997. – Т. 1; Чиркин Г. Ф. Колонизация Севера и пути сообщения. – Пг., 1919; Якименко Н. А. Переселенческая политика царизма и проблема заселения Севера европейской России (конец XIX – начало XX в.) // Вопросы истории Европейского Севера. – Петрозаводск, 1984.