Колонизация Карело-Мурманского края
Колонизация Карело-Мурманского края, освоение слабо заселенных территорий Карелии и Кольск. п-ова. Осуществлялась в 1920-х на основе возникшей начиная с 1917-го идеи о К. этого региона посредством развития «ж.-д. К.» («канадизации») – использования Мурм. ж. д. в качестве гл. рычага и стимулятора процессов освоения. 25 мая 1923 Советом труда и обороны СССР был принято «Положение о К. К.-М. к.». Согласно положению создавался Мурм. траисп.-пром.-колонизационный комб-т Мурм. ж. д., кот. отводилось более 3 млн га (2 пл. Карело-Мурманского края) для хоз. эксплуатации (с правом эксплуатации лесов, земных недр, вод) сроком на 10 лет. Доходы от эксплуатации поступали в колонизационный фонд комб-та и расходовались на цели колонизации (стр-во поселков, дорог, пром. предприятий и т. п.). Упр. колонизуемой терр. и наблюдение за всем ходом К. К.-М. к. возлагалось на Полномочную комис. при Сев.-Зап. экон. совещании. Планом работ комб-та предполагалось проведение разведывательных работ на терр. края, выявление природных богатств с целью их последующей разработки; привлечение колонистов, кот. должны были стать как выходцы с терр. С. СССР (Карелия, Архангельский, Ленингр. регионы), так и из др. р-нов страны (предполагалось привлечь и «рабочих из стран капитала», исключая, однако, выходцев из Норвегии и Финляндии, но больших рез-тов здесь достигнуто не было). Для осуществления этих задач были созданы спец. подразделения комб-та – Желрыба, Желлес, Желстрой и Колонизационный отдел, в задачу которого входило привлечение колонистов путем предоставления льгот, выдачи пособий, осуществления землеустройства и т. п. Несмотря на некот. достижения в этой работе (особенно в обл. освоения рыб. запасов «Желрыбой»), несоответствие между целями и задачами ж. д. и задачами колонизации, недостаток средств и ряд др. причин привели к свертыванию деят. комб-та (в 1930). Вместо привлечения колонистов и проведения политики, направленной на создание для них льгот, власть перешла к политике принудительных форм заселения региона. Лит.: Арнольдов А. Колонизация Мурмана: Достижения и ближайшие перспективы. – Л., 1924; Арнольдов А. Три года (К трехлетию деятельности Правления Мурманской ж. д.). – Л., 1925; Год колонизационной работы Мурманской железной дороги. Отчет о работах Колонизационного Отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923– 1924 гг. – Л., 1925; Колонизационные задачи в районе Мурманской железной дороги. – Благовещенск, 1917; Колонизация Карело-Мурманского края: Справочная книжка для желающих водвориться на переселенческих участках в Карело-Мурманском крае. – Л., 1925; Мурманская железная дорога. – Л., 1934; Правление Мурманской железной дороги. – Петрозаводск, 1923; Сорокин В. В. К истории разработки постановления СТО об освоении Карело-Мурманского края // История СССР. – 1970. – №4; Чиркин Г. Ф. Колонизационно-экономические задачи жел. дорог (в связи с колонизацией Мурманской железной дороги). – Петрозаводск, 1926.
AA