Кола (назв. – от р. Кола), населенный пункт М. о., ж.-д. станция Окт. ж. д. Расположен на С. Кольск. п-ова при слиянии р. Тулома и Кола, у места впадения их в Кольск. зал. в 9 км к Ю. от г. Мурм-ска. В XVI в. – 1926 – город, с 1926 – сельское поселение, с 1935 – рабоч. пос, с 1965 – город р-ного подчинения, с 2006 – городское поселение. Впервые упоминается в 1556 в показаниях карела Ноусиа под назв. Колансоу. Основан, по-видимому, крестьянами из Кандалакши, перв. поселенцы – Вянзин Семён, Ус Филипп. Первоначально существовал как вол., с 1583– 1584 – острог (см. Кольский острог). Стр-во Кольского острога под руководством воеводы Судимантова М. Ф. превратило К. в важный форпост Моск. гос-ва на Крайнем С, сделало ее адм. центром края. С 1582 К. – резиденция воевод кольск.; с нач. XVII в. – официальный центр Кольск. у. (с 1708 – в составе Арх. губ.); в 1858– 1883 (в рез-те ликвидации Кольск. у.) – «заштатный город» Кемского у. Арх. губ., в 1883– 1899 в связи с восстановлением Кольск. у. – вновь уезд. г., но с 1899 после образования Александровского у. К. окончательно утратила статус краевого центра. С 1920 К. – центр Кольско-Лопарской вол., с 1927 – Кольско-Лопарского, с 1936 – Кольск. р-на. Неоднократно подвергалась нападениям со стороны иностр. войск: зимой 1589/90, в авг. 1591, в февр. 1611 – шведских (см. Шведские нападения); в 1599 и 1621 – 1623 – датских (см. Датские нападения); в мае 1809 (см. Английские нападения) и в авг. 1854 – англ. (см. Оборона г. Кола 1854). Во время последнего был разрушен Кольск. острог (к этому времени переставший играть роль фортификационного сооружения). С 1582 К. управляли воеводы, являвшиеся главами всего Кольск. у. Гл. адм. органом в XVII – нач. XVIII в. была съезжая изба, всеми делами в кот. ведали подьячие. Наряду с ними действовали выборные органы власти – старосты, даньщики, целовальники. С 1708 гл. органом упр. стал городовой магистрат, а с 1784 – городская дума, городовой магистрат, нижний земский суд во главе с исправником (для горожан) и нижняя расправа (для крестьян); в 1860-е вопросами упр. и благоустройства К. ведало Хоз. упр.; с 1874 – городская дума; в последней четверти XIX в. – орган самоупр. Городское сословное собр., с 1918 – земская гор. управа, с 1920 – Совет деп. Имеет свой герб (см. Герб г. К.). Числ. нас: до 17 тыс. чел. (ок. 0,4 – в 1582, 2,3 – в 1710, 0,8 – в 1782, 0,4 – в 1792, 0,6 – в 1847, 0,6 – в 1897, 0,5 – в 1901, 0,7 – в 1913, 3,5 – в 1938, 8,3 – в 1959, 12,1 – в 1970, 13,3 – в 1979, 16,5 – в 1989, 16,1 – в 1992, 12,4 – в 1996, 11,9 – в 2000, 10,6 – в 2007). Осн. нас. К. с момента образ-я и до конца XVIII в. – стрельцы и посадские люди. Гарнизон числ. 500 стрельцов был учрежден в К. в 1626, в 1713 его преобразовали в солдатский бат., а летом 1801 перевели в Архангельск. По переписи 1608– 1611 в К. стояло 83 посадских двора (141 семья); 1646 – 41; 1677 – 29; 1710 – 19 посадских и 378 – стрелецких; 1712 – 12 посадских и 126 – стрелецких; в 1782 – 136 дворов; в 1847 – 110 дворов; в 1851 – 118 домов; в 1866 – 96 домов; в 1887 – 126 домов; в 1916 – 116 дворов. С 1766 посадское нас. было разделено на 2 сословия – мещанство и купечество. В кон. XIX в. в связи с колонизацией Мурм. берега в К. выделяются богатые купцы – Базарный М. А., Хохлов Е., Филиппов М. Гл. занятие нас. К. в XVI– XIX вв. – рыб. промысел на Мурм. берегу (добыча трески, семги, мор. зверя). Связанными с ним занятиями являлись изготовление и ремонт шняк, орг. снабжения, аренда помещений под склады для промышленников-поморов, прибывавших на Мурм. берег в период промысла (весна– лето). В XV–XVII вв. – отправной пункт мор. плаваний на промысел к архипелагам Грумант (Шпицберген) и Нов. Земля, торг. центр региона. До 2-й пол. XVI – нач. XVIII в. междунар. торг (Голландия, Англия, Дания и др.). С конца XVI в. до 28 авг. 1825 в К. действовала таможня (таможенная застава), занимавшаяся сбором таможенных пошлин (происходил на Аникиевых о-вах) и пресечением ввоза контрабанды. С 1896 в К. существовал т. н. таможенный кордон (на 3-й версте дороги Кола– Кица). Угодья посадских жит. К. в XVI – сер. XVIII в. распределялись в рамках системы луковладения. В отличие от волостей Кандалакш. и Терского берега, в К. луки не подлежали уравнительному распределению: каждый посадский чел. сам приобретал необходимое число луков. В 1574 в К. числилось 4,6 лука; в 1580-х – 9,3; в 1608– 1611 – 75. Указом 1766 система луковладения была ликвидирована и угодья распределялись по числу «душ» в семье. До 1805 – место ссылки (в К. ссылались деятели старообрядческого движ., уч-ки антиправительственных движ. (в том числе и «пугачевцы»), уголовные элементы). В 1805 – 340 ссыльных. С кон. XVIII в. в К. действовала гарнизонная шк.; с 31 марта 1839 – приходское уч-ще. Перв. учрежд. здравоохранения в К. стала б-ца Алексея Попова (1823); в 1892–1893 была построена казенная б-ца на 6 коек (в 1899 – переведена в г. Александровск). В 1590–1764-х К. – место размещения Троицко-Печенгского мон. В XVII в. г. К. состоял из 3 частей вокруг р. Кола: по левому берегу, ближе к Кольск. зал., – Нижний посад; по др. сторону, выше теч., – Верхний посад; на правом берегу – Заречье. На Нижнем посаде размещались Кольск. острог и 2 гостиных двора, на Верхнем посаде – жилые дворы и амбары колян и приезжих людей. В 1839 Николаем I был утвержден план переустройства К., согласно кот. город должен был быть разделен на симметрично расположенные кварталы, образующие широкие улицы. Однако проект вызвал противодействие со стороны колян и в связи с Крымской войной не был осуществлен. Одним из наиболее известных храмов К. являлась Воскресенская ц. (1681 – 1684, уничтожена в 1854). Сохранились земляной вал и ров Кольск. острога, одно из перв. кам. зданий на Кольск. п-ове – Благовещенский собор (1800– 1809). С нач. XXI в. в К. действуют пивоваренный комб-т ОАО «Арктикпиво» (1952), Кольск. гос. унитарное дорожно-ремонтно-строит. предприятие, мебельная фабрика (с 1954), совместное фин.-росс. предприятие но изготовлению окон ОАО «Евротиви», ряд строительных орг. и др. (в 1959– 1990-х – действовала макаронная ф-ка). Через К. проходят ж. д. Мурманск– СПб., Мурманск–Никель, автомоб. дороги, связывающие г. Мурм-ск с СПб., аэропортом, федеральные автодороги в Норвегию и Финляндию.
Лит:. Голубцов Н. К истории города Колы Архангельской губернии. – Архангельск, 1911; Озерецковский Н. Описание Колы и Астрахани. – СПб., 1804; Рейнеке М. Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии (из записок флота лейтенанта Рейнеке). – СПб., 1830; Ушаков И. Ф., Дащинский С. Н. Кола. – Мурманск, 1983.