Кинематограф
Кинематограф, кино, жанр искусства. Первоначально К. появился на Мурмане в форме кинопроката. Вперв. показ кинофильмов был устроен в 1912 (по др. данным – в 1913) в г. Александровске телеграфистом Андриановым А. С. Он же пытался организовать кинематографическое общ-во, чему помешала I мировая война. В г. Романов-на-Мурмане спец. здание для демонстрации кинофильмов было построено торговцем Скрябиным П. С. в 1916. В нач. 1917 заведение давало 60 руб. чистой прибыли в месяц (расчет по дневной выручке). Для демонстрации использовались аппараты «Кок» фирмы братьев Пате. Фильмы демонстрировались также «в нар. домах Попечительства о нар. трезвости» и на лесопильных з-дах. После 1920 для демонстрации фильмов на ж.-д. станциях использовали спец. кинопоезд. В 1920– 1930-х фильмы («Красные дьяволята», «Красные партизаны», «Кровавый герцог», «Розита», «Курьер Наполеона», «Октябрь», «Броненосец Потемкин» и др.) демонстрировались в клубах им. Володарского, Водников, Местрана, ОГПУ, в школах, в здании пожарного депо. О необходимости стр-ва в г. Мурм-ке кинотеатра говорилось на VII губернской конф. ВКП(б), но перв. специализированный кинотеатр для демонстрации звуковых фильмов – «Большевик» (1200 мест) открылся в г. Хибиногорске 7 ноября 1932. В тот же день вошла в строй перв. очередь Дома культуры им. С. М. Кирова с отдельным кинозалом. К 7 ноября 1933 был сдан в эксплуатацию кинотеатр «Северное сияние» (800 мест, деревянное здание) в г. Мурм-ске. Для орг. кинопроката и кинообслуживания нас. в 1939 было создано Упр. кинофикации М. о. (с 1953 – отдел кинофикации при Упр. культуры Мурм. ОИК, с 1963 – Упр. кинофикации Мурм. ОИК). В годы ВОВ фильмы («Машенька», «Моя любовь», «Свинарка и пастух», «Джордж из Динки джаза» и др.) демонстрировались в клубах, госпиталях, землянках, бомбоубежищах. Демонстрировались также киножурналы, тематические короткометражные и полнометражные фильмы. Специальные научно-популярные фильмы знакомили воинов с оружием и тактикой ведения боя, нас. – с принципами организации местной противовоздушной обороны. Здание кинотеатра «Северное сияние» и 1942 сгорело. На его месте в 1958 было построено нов., каменное с 2 залами; в г. Мурм-ске были также построены кинотеатры «Родина» (1948), «Аврора» (1956), «Утес» (1968), «Мир», «Мурманск» (1973), «Атлантика» (1985). К 1970 – кинотеатры и Дома культуры, в кот. показывались кинофильмы, появились практически во всех н. п. – М. о. была полностью кинофицирована. В регионе работали лет. кинотеатры, устраивались тематические кинофестивали, проводились встречи с известными актерами, ежемесячно выпускалась рекламная газета «Киноэкран Мурманска». К концу 1980-х действовало 150 киноустановок. В 1988 Упр. кинофикации было упразднено, а на его месте создано Обл. производств. объед. по кино- и видеообслуживанию пае. (с 1990 – Обл. производств. киновидеообъедин. Мурм. ОИК), в 1992–1999 – гос. производств.-посредническая фирма «Кино-сервис», с ликвидацией кот. сложившаяся в советские годы система кинопроката прекратила существование. К середине 1990-х по разным причинам была закрыта («Утес») и (или) перепрофилирована (например, «Мир») значит. часть кинотеатров. В то же время часть кинотеатров сумела адаптироваться к нов. условиям («Мурманск», «Атлантика» и др.). Сейчас в обл. центре действует кинопредприятие «Мурманск», включающее в себя кинотеатры «Мурманск», «Родина», «Атлантика», «Аврора». С 1920-х – Мурман стал объектом внимания кинематографистов, кот. привлекали сюда сев. экзотика, начавшееся освоение Арктики, разнообразная природа края, позволявшая снимать зимнюю «натуру», и относительная близость к центрам кинопроизводства. Перв. докум. фильм («Мурманский край и его естественные богатства») был снят в 1925. В 1926 кадры о Мурмане появляются в докум. ленте «Шестая часть мира» реж. М. Кауфмана (Дзиги Вертова), показывающей достижения строившегося в СССР социализма. На п-ове работали также документалисты М. Трояновский, Р. Кармен, В. Беляев, П. Новицкий и др. В 1939 в г. Мурм-ске создан постоянный корпункт Ленингр. студии кинохроники. Наиболее известные из фильмов предвоенных лет: «Хибины» (1937), «Кольский полуостров» (1937), «Заполярный совхоз „Индустрия"» (1939), «Полярная опытная сельскохозяйственная станция в Хибинах» (1939), «На северной вахте» (1939), «Песня Северного флота» (1940). С нач. ВОВ кинохроника стала ведущим направл. сов. К. На Карельском фронте и СФ работали операторы Ленинградской студии кинохроники. Фронтовые съемки края использовались в фильме «День войны» М. Слуцкого (1942), где была показана хроника одного дня – 13 июня 1942 – сражавшегося СССР. В годы ВОВ из кинокадров, снятых на Кольск. п-ове, были сделаны фильмы: «Лунин и лунинцы» М. Ошуркова (1942), «69-я параллель» В. Беляева (1942), «Победа на севере» А. Богорова (1944). В послевоен. время Кольск. п-ов был представлен в серии коротких видовых, геогр. кинокартин (всего вышло более 100): «Путешествия по СССР» (1946-1951) под общ. ред. В. Шнейдерова. Фильмы А. Фёдорова «У озера Имандра» (1948), «В Баренцевом море» (1956) и др., которые рассказывали об освоении богатств края. В сов.-амер. работе – киноэпопее «Великая Отечественная» (1979, Центр. студия докум. фильмов при участии компании «Эйр тайм интернейшнл») под общ. рук. Р. Кармена – событиям, происходившим на Мурмане, посвящен фильм 6-й – «Война в Арктике» (реж. Л. Кристи). Заметным явлением в 1970– 1980-х стали снятые на мурм. мат-ле докум. фильмы Ю. Визбора: «Весна приходит с Севера» (1975, т/о «Экран»), «Мурманск-198» (1979, т/о «Экран»), «Город под Полярной звездой» (1982, т/о «Экран»). Начиная с 1950-х создают докум. ленты мурм. журналисты. Фильм В. Гамзы «Над могилой „Комсомольца"» (1997, ГТРК «Мурман») стал лаур. нац. пр. ТЭФИ в номинации «Региональная передача». Докум. фильмы последних лет, снятые в М. о., в осн. посвящены истории края, его природе, экологическим проблемам, сотрудничеству в БЕАР. Первый худож. (немой) фильм «Песнь тундры» – о борьбе лопарей с произволом царской полиции и хищничеством скупщиков пушнины, снятый на Кольск. п-ове реж. Ленингр. отделения «Госкино» А. Пантелеевым, вышел в 1926. В 1930-е гл. киносъемочным центром края стал г. Кировск, где снимались кадры для фильмов С. Герасимова «Семеро смелых» (1936, «Ленфильм») и «Комсомольск» (1938, «Лен-фильм»), «Волочаевские дни» Г. и С. Васильевых (1938, «Ленфильм»), «Гость» Г. Раппопорта (1940, «Ленфильм»), «Член правительства» А. Зархи и И. Хейфица (1940, «Ленфильм»), «В тылу врага» Е. Шнейдера (1941, «Союздетфильм») и др. В мае-июне 1941 реж. «Лен-фильма» Р. Музыкант снимал в г. Мурм-ске фильм «Дальнее плавание», завершению кот. помешала ВОВ. В послевоенное время на Кольск. п-ове снимались десятки кинокартин. Полностью или частично на мурманской тематике основаны фильмы «Повесть о „Неистовом"» Б. Бабочкина (1947, «Мосфильм»), «Путь к причалу» Г. Данелия (1962, «Мосфильм»), «Места тут тихие» Г. Щукина (1967, «Мосфильм»), «Случай с Полыниным» А. Сахарова (1971, «Мосфильм»), «Семнадцатый трансатлантический» В. Довганя (1972, Киностудия им. Довженко), «Командир счастливой „Щуки"» Б. Волчека (1973, «Мосфильм»), «Юнга Северного флота» В. Рогового (1973, Киностудия им. Горького), «Океан» Ю. Вышинского (1974, «Мосфильм»), «Лавина» Н. Кошелева и В. Морозова (1975, «Ленфильм»), «Летняя поездка к морю» С. Арановнча (1978, «Лен-фильм»), «Факты минувшего дня» В. Басова (1981, «Мосфильм», Гос. пр. РСФСР им. 6р. Васильевых, 1982), «Правда лейтенанта Климова» О. Дашкевича (1981, «Ленфильм», сценарий Л. Крейна), «Торпедоносцы» С. Арановича (1983, «Ленфильм», Гос. пр. СССР, 1986). В М. о. снимались кадры фильмов А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961, Киностудия им. Горького) и «Морозко» (1964, Киностудия им. Горького. «Морозко» – обладатель гл. приза Венецианского кинофестиваля 1965 за лучший дет. фильм), «Начальник Чукотки» В. Мельникова (1966, «Ленфильм»), «Если ты мужчина» А. Чемодурова (1972, «Мосфильм»), «Включите северное сияние» Р. Василевского (1972, Одесская киностудия), «Открытие» Б. Халзанова (1973, Свердловская киностудия), «Расколотое небо» М. Гедриса (1975, Литовская киностудия), «Смок и Малыш» Р. Вабаласа (1975, Литовская киностудия), «Последняя охота» И. Шешукова (1979, «Ленфильм»), «Мужество» Б. Савченко (1980, Киностудия им. Довженко), «Линия жизни» В. Назарова (1981, «Мосфильм»), «Мужики» И. Бабич (1981, «Мосфильм», Гос. пр. РСФСР им. бр. Васильевых, 1983). Частичную мурм. основу имеют фильмы: «Таинственная находка» Б. Бунеева (1953, Киностудня им. Горького), «Моя морячка» А. Эйрамджан (1990, кинокомпания «Новый Одеон») и др. На Кольск. п-ове в разные годы жили известные артисты: А. Миронов, В. Дворжецкий, Л. Куравлев, Ю. Каморный, Н. Варлей, М. Пуговкин. К Мурману проявляли интерес иностранные кинематографисты. Произв-во худож. кинокартин: «Красная палатка» М. Калатозова (1969, «Видес Чинематографика», Италия, «Мосфильм»), «Под каменным небом» К. Андерсена и И. Масленникова (1974, «Тим-фильм», Норвегия, «Ленфильм»), «Гамильтон» (1997, «Мавиола-фильм», Швеция), «Нокаут» А. Фагерстром-Ульсона (1999, «Жираффильм», Швеция), «К-19: Оставляющая вдов» К. Бигелоу (2002, США, Германия, Канада, Великобритания), «Остаться при своих» Д. Ульсона (2004, «Жираффильм», Швеция) и др., а также множества зарубежных документальных фильмов сюжетно или технически связано с Кольским краем. В 2000-х на Кольск. п-ове снимались кинокартины А. Рогожкина «Кукушка» (2002, кинокомпания «СТВ») и «Перегон» (2006, кинокомпания «СТВ»), «72 метра» В. Хотиненко (2004, кинокомпания «Первый канал, Студия Тритэ»), «Первый после Бога» В. Читинского (2005, «Фортуна-фильм XXI»), многосерийные фильмы: «Конвой PQ-17» А. Котта (2004, «Домфильм»), «Завещание Ленина» Н. Досталя (2007, кинокомпания «Мак-Дос» при участии «Эталонфильм») и др. Лит.: Демиденко О. В. Киновек на Мурмане // Мурманский вестник. – 1995. – 28 дек.; Лебедев А. Кинолетописцы Великой Отечественной войны // Искусство кино. – 1975. – №2-4.
AA