Карбас, карбаз
Карбас, карбаз, мореходное промыслово-трансп. судно. Изобретено поморами в XI–XII вв., использовалось до нач. XX в. Было беспалубным, строилось из соснового и елового леса, киль и форштевень делались из одного ствола с использованием загиба комля и корня. По описанию шведского посланника Юля Ю. (1710), строилось без единого жел. гвоздя, скреплялось ивняком и конопатилось мхом, поверх кот. укрепляли рейки. Было приспособлено для плавания во льдах. Имело заостренные оконечности и совершенно прямые нос и корму. Корпус имел неск. слоев обшивки, по числу кот. К. назывались «четверник», «пятерник» и т. д. К днищу К. по обе стороны от киля прикрепляли деревянные полозья, с помощью кот. его вытаскивали в случае опасности на лед и передвигали, как сани. Размеры со временем увеличивались: дл. – с 3,5 – до 8 м, шир. – с 1 – до 2 м, осадка с 0,4 – до 1,2 м. Был рассчитан на 4–10 гребцов, каждый из кот. работал одним веслом. При попутном ветре ставилась мачта (иногда – 2) с парусом. Использовался для лова рыбы, на промысле мор. зверя, для высадки на лед, передвижения по озерам и порожистым рекам, перевозки дров и сена. К. получили распростр. по всему Беломорью. В 1899 из 988 промысловых судов 118 (11,9%) являлись К. Лит: Бухаров Д. Н. Поездка по Лапландии. – СПб., 1885; История отечественного судостроения. – СПб., 1994. – Т. I; Немирович-Данченко В. И. Страна холода. – СПб., 1903; Яковлев И. И. Корабли и верфи. – М., 1973.
AA