Кандалакшский Рождества Пречистой Богородицы (Кокуев) монастырь
Кандалакшский Рождества Пречистой Богородицы (Кокуев) монастырь (мужской), учрежд. Православной ц. Располагался на левом берегу р. Нива в Кандалакш. вол. (на наволоке под гор. Крестовой). Точное время возникновения неизвестно, но не позднее 1553– 1554, когда К. м. была дана перв. жалованная грамота. Существующие в ист.-краевед. исслед. предположения о более раннем возникновении мон. (Разин Е. Т., Митрофан (Баданин), игумен), нередко связываемые с деят. Феодорита Кольского (Ушаков И. Ф., Митрофан (Баданин), игумен), источникового подкрепления не имеют. К. м. дважды подвергался крупным разорениям: в рез-те швед. нападения 26 мая 1589 (память о кот. сохранилась в нар. преданиях о Кокуевом мон., записанных в кон. XIX – нач. XX в.) и воровского набега в янв. 1615. Во время нападений была разграблена монастырская казна, нанесен ущерб хоз-ву, погибла значит. ч. архива. В 1692– 1693 К. м. по вине монаха Иринарха Пяхкоева полностью сгорел. К. м. выполнял миссионерские задачи, прежде всего по отношению к саамам. По-видимому, осн. зонами этой деят. были – Бабинский, Ёкостровский и «лешелопские погосты», представители кот. встречаются среди вкладчиков К. м. Использовался также в качестве места ссылки провинившихся монахов и неугодных власти лиц из числа священнослужителей. Наиболее известен среди них – протопоп Неронов Иван. Структура упр. К. м. была более простой, чем в крупных мон. Поморья и С. России. Во главе К. м. стоял игумен, избираемый советом «соборных старцев» и утверждаемый высш. инстанцией (до 1682 – митрополитом Новгородским, после 1682 – архиепископом Холмогорским и Важеским). Вторым лицом являлся строитель, в отсутствие игумена обладавший всей полнотой власти. Имя перв. игумена К. м. неизвестно. Наиболее заметный вклад внес игумен Селивестр, заложивший основы хоз. и культурной (создатель б-ки) деят. мон., отстаивавший его интересы перед властью. Хоз. функции выполняли тоже выборные келарь и 2 казначея (обычно при этом один из казначеев назывался «платяным», поскольку, по-видимому, отвечал за прием и распоряжение предметами одежды), кот. занимались приемом вкладов (пожертвований) от местных крестьян и приезжих промышленников, следили за орг. работ в усольях и деят. терр. служб, распоряжались имуществом и финансами, вели хоз. документацию (приходо-расходные книги и т. п.). Числ. монахов доходила до неск. десятков. Так, согласно писцовой книге Михалкова Алая, в мон. проживало 28 монахов, по данным переписных книг Кольск. у. 1710 и 1712, – 8. Помимо монахов на земле К. м. жили бобыли. По писцовой книге 1608–1611 за ним числилось 3 бобыльских двора, в 1614 – 40, в 1653–1661 – 6, в 1677–1678 – 3, в 1723 – 2. Осн. угодья К. м. находились в Кандалакш. вол. Жалованной грамотой 1553– 1554 мон. были выделены 7,25 лука, кот. за вторую пол. XVI – нач. XVII в. он различными способами (купля, получение вкладов) увеличил до 40. По-видимому, приобретенные луковые угодья находились в совместном пользовании мон. и волостных крестьян. Располагал мон. и некот. хоз. постройками – мельница (на р. Лупча), скотными дворами (в Кандалакше и в усольях). За пределами Кандалакши владения были невелики: К. м. принадлежала ч. рыболовных угодий ковдозерских лопарей, небольш. земельные угодья в Керети (на оз. Ругозеро) и в Двинском у. Важное место в хоз. жизни мон. занимало солеварение. В теч. XVI– XVII вв. К. м. имел не менее 7 усолий, принадлежавших ему в разное время: в Колвицкой губе (позже Колвицкое оз.), Кукиной губе, Княжей губе, Палкинской губе, Широкой губе, на мысе Толстик и на р. Канда. В нач. XVIII в. действовали только 2 – Колвицкое и Палкинское. С 1720-х солеварение К. м. прекращает существовать. Во главе усолий обычно стояли спец. приказные старцы, занимавшиеся орг. произв-ва и наймом раб-ков. При усольях строились избы для проживания раб-ков в теч. рабоч. сезона. В 1704 часть угодий мон. была продана с торгов крестьянам Кандалакш. вол., однако в 1719 он добился их возвращения. Важной статьей дохода мон. являлась торговля солью в городах Поморья и С. России. Хотя точный объем продаваемой соли мон. неизвестен, по-видимому, он был достаточно велик: только в Холмогоры в 1646– 1647 К. м. доставил 264,5 т соли. К. м. принимал участие в рыб. промысле на Мурм. берегу, где ему принадлежало неск. становищ: на зап. Мурм. конце Лок-наволок, Лазарево, Лавышево, Гридино, Май-наволок, Кегор; на вост. Рус. конце (Бел. м.) – Опасово, Карпово становища. В 1704 по указу Петра I имущество К. м. на Мурм. берегу было передано спец. компании, созданной для монопольной скупки выловленной на Мурм. промысле рыбы. Для ведения торговли мон. в Кольск. остроге, Холмогорах (Глинский посад), Красном бору (стан Устюжского у.), Вологде были созданы терр. службы, где находились представители монастырской адм-ции (приказной старец – приказчик, служебные старцы и служки), занимавшиеся приемом соли и рыбы, поступавшей из Кандалакши и Колы, и закупкой необходимой продукции (хлеб, одежда и т. п.). К нач. XVIII в. терр. службы были ликвидированы. По писцовой книге Кольск. у. 1608– 1611, К. м. включал 1 деревянную ц. Рождества Пречистой Богородицы с 4 колоколами, 12 (в 1710 – 5) монашеских келий, хоз. постройки – хлебную, швальню, поварню, 5 амбаров, коровник. В мон. была больш. б-ка печатных и рукописных книг: по описи 1705 – 157 книг, 1710– 117 (часть книг была продана). Среди книг были Елинский летописец, Киево-Печерский патерик, Соборное Уложение, сборник Нила Сорского и разл. жития святых (Василия Блаженного, Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, Варлаама Хутынского, митрополита Филиппа Московского и др.). В апр. 1742 по указу архиепископа Холмогорского и Важеского Варсонофия К. м. был приписан со всем имуществом и угодьями к Соловецкому мон., а в 1764 в связи с проведением секуляризации церковных земель К. м, был ликвидирован. Ц. Рождества Богородицы была сожжена 6 (18) июля 1855 во время Крымской войны. Игумены К. м.: Питирим (1572-1573 – февр. 1589), Селивестр (1588-1589 – сент. 1603, июль 1604-1633-1634, 1633-1634 – март 1639), Зосима (март 1603), Ферапонт (1633-1634, 1638-1639 – июль 1644), Иов (июль 1643 – янв. 1645), Феодосий (сентябрь 1645-1647, нояб. 1648 – авг. 1649, февр. 1650 – май 1651, апр.– авг. 1653, июль– окт. 1655, после нояб. 1655 – май 1656, сент. 1659, авг. 1660), Феодор (окт. 1648, февр. 1651, 1654-1655, 1658-1659), Иоасаф (нояб. 1655, янв. 1663), Иоаким (после нояб. 1661 – янв. 1663, апр. 1663 – март 1682), Иоасаф (февр. 1685, февр. – апр. 1687), Павел Колянин (1712-1724). Лит.: Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. – М., 1812. – Ч. 4; Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. – М., 1909. – Т. 1; Досифей (Немчинов). Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. – М., 1836. – Ч. 2; Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. – СПб., 2005. – Кн. 1– 3; Иванов В. И. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI– XVII веках. – СПб., 2007; Никонов С. А. Хозяйственное устройство и промысловая деятельность Кандалакшского монастыря в XVI – первой четверти XVIII века // Ученые записки МГПУ. – Мурманск, 2008. – Вып. 9; Ушаков И. Ф. Избранные произведения. – Мурманск, 1998. – Т. 3; Харузин Н. П. Русские лопари. – М., 1890.
AA