«К», сокращенное назв. серии ПЛ ВМФ СССР. Крейсерские дизельные ПЛ строились в г. Л. в 1936–1944 по проекту мор. инж. Рудницкою М. А. (1934). Всего было построено 11 ПЛ. Техн. характеристики: водоизмещение – 1490 (надводн.) и 2100 (подводн.) т, дл. – 97,7 м, шир. наиб. – 7,4 м, выс. – 11,5 м, осадка – 4,1 м, мощность 2 двигателей – 8,4 тыс. л. с, скорость – до 21 (подводн.), 10,3 (надводн.) уз., дальность плавания – до 14 тыс. миль, под водой до 175 миль, автономность – 50 сут., глубина погружения – до 300 м. Экипаж – 64 чел. Вооружение: 6 носовых, 4 кормовых торпедных аппарата, торпед – 24 калибра 533 мм, 2 – 100-мм орудия (400 снарядов), 2 – 45-мм пулемета, 20 мор. мин. К-1 – головная в серии ПЛ – была заложена в дек. 1936, спущена на воду – в апр. 1938, с мая 1940 – в составе СФ. Действовали в составе БФ и СФ. На СФ ПЛ перешли с Балт. м. по Беломор.-Балт. каналу: К-1 и К-2 в авг. 1940, остальные – осенью 1941, входили в состав отд. 1-го дивизиона бригады ПЛ: К-1, К-2, К-3, К-21, К-22, К-23. К-1 (ком. – Пекин К. А., Августинович М. П., Стариков В. Г., Хомяков М. Н.), с мая 1940 в составе БФ, с авг. – СФ, в 1941–1943 совершила 16 боевых выходов на минные постановки, из 16-го не вернулась (сент. 1943). Потопила 1 судно (предположительно). К-2 (ком. – Уткин В. П.) в авг. 1941 – сент. 1942 совершила 7 боевых выходов, из 7-го не вернулась (сент. 1942), потопила 1 судно (предположительно). К-3 (ком. – Малафеев К. И.) – с дек. 1940 в составе БФ, с сент. 1941 – СФ, в окт. 1941 – марте 1943 совершила 10 боевых выходов, из 10-го не вернулась, потопила 2 и повредила 3 судна противника. К-23 (ком. – Потапов Л. С.) – с окт. 1940 в составе БФ, с сент. 1941 – СФ, в мае 1942 совершила 5 боевых выходов, из 5-го не вернулась (сент. 1942), потопила 1 транспорт. Вместе с ПЛ погиб ком. дивизиона.