Иконы Кольского Севера, худож. предметы православного культа. И. К. С. в целом следуют иконописной традиции Севера Руси и иконописных мастерских Соловецкого, Антониев-Сийского мон. и архангельских иконописцев. В то же время прослеживается и московское влияние. Так сохранившийся до наших дней уникальный иконостас Успенской ц. с. Варзуга (XVII в.) явным образом уподобляется иконостасу Успенского собора Московского кремля. По информации из церковных описей XIX в., среди наиболее почитаемых И. К. С. (помимо традиционных изображений Иисуса Христа и Богоматери) была И. Николая Чудотворца. Фр. путешественник Ламартиньер (1653) даже назвал жителей Мурмана «николаистами» по религии. Об этом говорят и поговорка «от Холмогор до Колы – тридцать три Николы», и многочисл. храмы, поставленные в честь этого святого (с. Ковда, Варзуга, Порья губа, г. Кола, Кандалакша, Александровск, Мурм-ск и др.). Особая примета И. К. С. – иногда встречавшаяся «не каноничная» замена Иоанна Предтечи на св. Николая в «деисусном чине» иконостаса (см. илл.). Широкое распространение получила И. Николая «в житии», т. е. с «житийными клеймами» (сценами из жития) по периметру образа. Также весьма почитаемы были И. перв. рус. свв. Бориса и Глеба (Борисоглебская ц., Благовещенский собор г. Кола), апостолов Петра и Павла (отмечаются в храмах Кольск. С. с XVI в., в Поное, Варзуге и Коле), вмч. Георгия Победоносца (Воскресенский собор г. Кола, часовня и ц. Георгия Победоносца в Княжой губе нач. XX в.) и вмч. Димитрия Солунского (Свято-Димитриевская ц. с. Кузомени XVIII – нач. XX в.), основателей Соловецкого мон. прпп. Зосимы и Савватия (И. известны с 1547 в Зосимо-Савватиевской ц. с. Варзуга, Благовещенской ц. г. Кола и др.). Особое место занимали И. местных свв. Колье. С: прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей, и прп. Варлаама Керетского, покровителя поморских мореплавателей. Имелись иконы прмч. Ионы Печенгского, по всегда со своим духовным учителем прп. Трифоном. (Эти И. появились в XVII в., после составления житий этим новым святым в ц. и часовнях Терского берега, Колы, Кандалакши, Трифо-но-Печенгского мон., а также на лопарских погостах: Бабинском, Сонгельском, Кильдинском и Лумбовском). Ныне всех этих ц. (за небольшим исключением на Терском берегу) не существует. Равно как уничтожено и больш. упомянутых И. Традиция писать И. этих и иных свв. для храмов Кольск. С. возрождается в наши дни, особенно после объявления в 2003 Дня памяти Собора Кольских свв. При этом в иконописных образах прославляются и новые свв. Кольск. С: прп. Феодорит Кольский, прмчч. Иона и Герман Печенгские, прмч. игумен Гурий и 116 пе-ченгских мучеников, прпп. Астерий (Аксий), Авксентий и Тарасий Кашкаранские, новомученики российские XX века: прмчч. Моисей (Кожин) и Феодор Абросимов. Особое место среди новых икон Колье. С. занимают 4 И., написанные в память о погибших (12.08.2000) героях-подводниках АПРК «Курск». На полях И. Спасителя, Б. М. Курской, ап. Андрея Первозванного и св. Николая написаны лики 118 членов экипажа в белых одеяниях (Свято-Никольский храм-памятник в пос. Видяево).
Лит.: Ушаков И. Ф. Избранные произведения. – Мурманск, 1998. – Т. 2; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. – Мурманск, 2001.